УО «П УХОВИЧСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА » П УХОВИЧСКИЙ РАЙОН М ИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Научно-исследовательская работа на тему: «Речь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева.
Advertisements

Урок по теме «Фразеологизмы» 5 класс Учитель русского языка и литературы Верейская Светлана Николаевна.
Тема урока: Фразеологизмы – мудрость народа Эпиграф урока Ох, как скучно жить на свете, Коли нет фразеологизмов.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Мифологические источники фразеологизмов Над презентацией работали : Бурмистренко Анастасия и Белявцева Анастасия.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
ЗАДАЧИ: 1 Изучить теоретические вопросы темы (понятие, историю изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов) 2 Провести анкетирование среди учителей начальной.
Исследовательская работа Подготовила: Попова Елизавета, ученица 4 класса. Руководитель: Родионова Л.М., учитель начальных классов Липецкая область Долгоруковский.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
А ) По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять. Б ) От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы. В ) Так говорят.
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Фразеологическая единица «крокодиловы слезы» означает притворные слезы, неискреннее сожаление, лицемерное сострадание. Выражение возникло из древнего.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Новоичинская средняя общеобразовательная школа» «Почему мы так говорим?» Исследовательская.
Исследовательская работа по теме «Роль фразеологизмов в речи современного школьника» Работу выполнил: Захаров Иван, учащийся 6 класса МОУ «Волосовская.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи современных школьников. Выполнили работу: ученица 5 класса Ветрова Екатерина,
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
Работу выполнила Кузьменко Е.А. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 17 с.Сунжа.
Цель нашего исследования: Значение вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Транксрипт:

УО «П УХОВИЧСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА » П УХОВИЧСКИЙ РАЙОН М ИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Научно-исследовательская работа на тему: «Речь современных школьников и учителей, в частности учащихся и учителей УО «Пуховичская общеобразовательная средняя школа», с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов» Выполнила: Дорофейчик Диана, ученица 5класса Руководитель: Карпович Е.П. 1

ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛОЛОГИ, ИЗУЧАВШИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов, Л. В. Щербо, В. В. Виноградов, Б.А.Ларин, Д.Э.Розенталь. 2 Толковый словарь, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.п. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов.

Ц ЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ : - ОПРЕДЕЛИТЬ СПЕЦИФИКУ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ШКОЛЬНИКА, - ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ, В ЧАСТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ УО «П УХОВИЧСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА » С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАК КОЛИЧЕСТВЕННОГО, ТАК И КАЧЕСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. Для этого требуется решить следующие задачи: Определить, выделить и описать функции фразеологизмов; Определить понятие «фразеологизм»; Исследовать использование фразеологизмов в речи современных школьников и учителей через анкетирование и лингвистический эксперимент; Проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм; 3

М АТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. При подготовке были использованы следующие методы: Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме). Анкетирование; лингвистический эксперимент. Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений). Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента). Гипотеза : если рассмотреть употребление фразеологизмов в речи современного школьника и педагога, то можно выявить языковую картину мира школьников и педагога. Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: -выбор темы, - постановку цели и задач, - сбор материла, - обобщение полученных данных, - выявление закономерности, -подведение итогов работы. 4

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПРИШЛИ К НАМ 1) Из сельскохозяйственной жизни. 2) Из врачебной практики. 3) Из области искусств. 4) Из научной жизни. 5) Из истории. 6) Из военной жизни. 7) Из морского быта. 8) Из различных ремесел. 9) Из охотничьей жизни 10) Из торговой практики. 11) Из фольклора. 5

УЧАСТВОВАЛИ 32 6 КЛАСС 8 КЛАСС 11 КЛАСС ПЕДАГО ГИ

7 6 класс8 класс11 классучителя фразеологизмЗнаю значение Употребляю в речи Знаю значение Употребляю в речи Знаю значение Употребляю в речи Знаю значение Употребляю в речи Мухи не обидит Море по колено Как две капли воды Тянуть кота за хвост Не разлей вода Плясать под чужую дудку Сесть на шею Выйти из себя Взять себя в руки Бить баклуши Реветь белугой Дело в шляпе Моя хата с краю Душа в пятки ушла Обвести вокруг пальца Ни в зуб ногой Через пень-колоду Не видеть света белого Голова садовая; Остаться с носом; На лбу написано; Стоять как вкопанный; Вешать лапшу на уши %64%34%73%30%60%46%98%55% Таблица 2. Уровень понимания значения фразеологических оборотов и их употребления в речи

ФРАЗЕОЛОГИЗМ КАК ФРАГМЕНТ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ ШКОЛЬНИКА И ПЕДАГОГА А НКЕТА 1. О БЪЯСНИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. У ПОТРЕБЛЯЕШЬ ЛИ ТЫ ИХ В РЕЧИ ? 8

П ОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ Фразеологизмы, значение которых знают на 100% и учителя, и ученики: Мухи не обидит, Как две капли воды, Вешать лапшу на уши. Фразеологизмы, наиболее употребляемы среди учащихся и учителей: Как две капли воды, Не разлей вода, Выйти из себя, Взять себя в руки. Фразеологизмы, которые малознакомы учащимся и 100% дали правильное толкование учителя: Не видеть света белого, Ни в зуб ногой, Через пень-колоду. Фразеологизмы, которые мало употребляемы или не употребляемы учащимися и употребляемы учителями : Остаться с носом, Голова садовая, Не видеть света белого. 9

А НКЕТА 2. Д ЛЯ ЧЕГО ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ 10

ВЫВОД основная цель употребления фразеологизмов в речи школьников: – нужны в речи для связи слов; – помогают преодолеть недостаток слов; – делают речь ярче. 11

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Бить баклуши Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело совсем простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «баклуши бить». Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками: мол, занимаются ерундой - баклуши бьют. 12

Р ЕВЕТЬ БЕЛУГОЙ Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит очень уж громко. Возникает закономерный вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства нам внушают, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. А вот он действительно ревет очень громко. 13

Д ЕЛО В ШЛЯПЕ Это выражение употребляют, когда говорят об уже почти улаженном, решенном деле или вопросе. Есть три версии происхождения этого выражения. 1. В старину, когда требовалось решить спорное дело о наследстве, дележе земли, долгах, было принято бумаги для суда отдавать специально приглашенному чиновнику. Он клал бумаги за подкладку своей шляпы. Таким образом получалось, что дело просителя оказывалось в шляпе – считай, уже было решено. 2. Оборот восходит к старинному обычаю решать всякие спорные дела жеребьевкой: в шляпу бросали монеты, шарики или другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится его вытащить – у того «дело в шляпе». 3. Фразеологизм связан со старинным способом доставки почты, когда сообщение доставлялось специальными курьерами – гонцами. Очень важные бумаги зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать внимание грабителей. 14

Р ОГ ИЗОБИЛИЯ Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка. 15

К РОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: Егда иметь человека ясти (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт.» 16

К АЗАНСКАЯ СИРОТА После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой. 17

Л ИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ : МИНИ – СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ «Р АССКАЖИ ОБ ОДНОМ ИЗ ДНЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ». Целью проведения было следующее: – определить круг наиболее употребляемых фразеологизмов в речи учащихся; – определить мотивы употребления фразеологизмов в речи; – выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без фразеологизмов. 18

Л ИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ : МИНИ – СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ «Р АССКАЖИ ОБ ОДНОМ ИЗ ДНЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ». 6 КЛ. Я встаю ни свет ни заря, с первыми петухами. В школу несусь сломя голову. Перед занятиями у меня олимпийское спокойствие. Начинается урок. Я мотаю на ус всё, что говорит учитель. После урока я отдыхаю и готовлюсь к следующему уроку. На уроке некоторые считают ворон, а не учатся, а я хочу быть на высоте. Вот начался следующий урок. Учитель вызывает меня к доске. Я отвечаю на все вопросы, потому что я не хочу ударить лицом в грязь. За весь день я получила хорошие оценки. Мне нравится моя школа. 19

М ОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ (8 КЛАСС ) Пришла утром в школу, вспомнила: на третьем уроке объявят оценки по контрольной. Вдруг сломя голову влетает сосед по парте. Напоминаю ему, что сегодня узнаем оценки по контрольной, а скоро конец четверти. «Ну и что!?» – слышу удаляющийся голос за дверями. Я удивляюсь олимпийскому спокойствию одноклассника. Вот долгожданный третий урок. Все волнуются, а сосед по парте бьёт баклуши. Учитель читает оценки и, называя его фамилию, останавливается… «Сидоров – три». Широкая улыбка с веснушчатого лица не сходит. «А ему – всё одно, что с гуся вода,» – думаю я. 20

В ЫВОД : НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – ни свет ни заря; – олимпийское спокойствие; – вешать лапшу на уши; – подлить масла в огонь; – сломя голову; – голова садовая; – отложить в долгий ящик; -- вставать с петухами; -- считать ворон; -- упасть лицом в грязь; – делать из мухи слона. 21

В ЫВОДЫ : Старшеклассники более свободно ориентируются в мире фразеологизмов. Не представлено ни одного сочинения, где не было оборота. Культура употребления фразеологизмов старшеклассниками гораздо выше. 22

О СНОВНЫЕ ВЫВОДЫ : 1. Языковая картина мира шестиклассника, восьмиклассника, одиннадцатиклассника и педагога различаются. Педагоги на 98% знают значение фразеологизмов, на 55% употребляют их в речи. Восьмиклассники лучше знают значение фразеологизмов (73%) по сравнению с 11-классниками (60%), но употребляют фразеологизмы всего лишь на 30% в отличии от 11-классников, которые употребляют 46% от того, что знают. 2. Чем старше ученики, тем больше понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов. 3. Школьникам необходимо разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, в полной мере интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений. 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 24 ! Взять себя в руки Витать в облаках