Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»
Работу выполнила : Харлова Татьяна Владимировна Учитель русского языка и литературы МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 7 VIII вида города Искитима, Новосибирской области
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел науки о языке Основные признаки фразеологизмов Основные признаки фразеологизмов Использование фразеологизмов в речи Использование фразеологизмов в речи Участники: ученики 6 класса Учебный предмет: русский язык
Проблемные темы для исследований учащихся: Какая тайна скрыта в тебе, фразеологизм ? Какая тайна скрыта в тебе, фразеологизм ? Есть ли у фразеологизма синонимы и антонимы ? Есть ли у фразеологизма синонимы и антонимы ? Присуще ли фразеологизму значение ? Присуще ли фразеологизму значение ? Обогащают ли нашу речь фразеологизмы ? Обогащают ли нашу речь фразеологизмы ?
познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; воспитывать любовь к слову и к родному языку; воспитывать любовь к слову и к родному языку; научиться ориентироваться в изучаемом материале научиться ориентироваться в изучаемом материале Цель: Задачи:
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов Пускаться наутёк Смазать пятки Уносить ноги Быть на седьмом небе Кожа да кости Можно рёбра пересчитать Рад сквозь землю провалиться
Добро пожаловать!
Фразеологический конструктор 1-й ряд: принять сидячее положение; предлог; часть тела, соединяющая голову с туловищем. 2-й ряд: водное пространство; предлог; часть тела на ноге. 3-й ряд: передвигать к себе; домашнее животное (ласковое); предлог; часть тела, которой виляет кот.
Город мастеров 1) Топорная работа; без сучка без задоринки; снять стружку; разделать под орех. 2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми один раз отрежь; шито белыми нитками. нитками. 3) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (Столяр.) (Портной.) (Повар.)
Вывод: Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы? Из разговорно-бытовой речи Из художественной литературы Из речи людей разных профессий
Посёлок Синонимов и Антонимов Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: сломя голову водить за нос бить баклуши себе на уме
Посёлок Синонимов и Антонимов Засучив рукава. Засучив рукава. Заварить кашу. Заварить кашу. Во весь опор. Во весь опор. Быть на седьмом небе. Быть на седьмом небе. Вставить палки в колеса. Вставить палки в колеса. Подберите лексические антонимы к фразеологизмам
Переправа. Буря в стакане воды Буря в стакане воды Большое волнение по ничтожному поводу
Фразеологический зоопарк Подберите фразеологизмы к картинкам Мокрая курица Тянуть кота за хвост Крокодиловы слёзы Как баран на новые ворота
Игра «Кто вспомнит быстрее?» Любишь кататься –.... Тише едешь –.... Лучше синица в руках, чем.... Не спеши языком,.... На вкус и цвет.... Готовь сани летом, а.... люби и саночки возить дальше будешь журавль в небе торопись делом товарища нет телегу зимой
Сделаем вывод Расскажите о фразеологизмах. Расскажите о фразеологизмах. Почему такие объявления вызовут улыбку? Почему такие объявления вызовут улыбку? Вставляю палки в колеса. Обучаю игре на нервах. Куплю хорошо подвешенный копченый язык.
Литература 1. Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., Ивкина С.М. Урок-конкурс в 6-м классе // РЯШ., Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., 1975.