В поисках человека «с солнцем в крови»
Обобщение изученного по раннему творчеству М. Горького. Задачи: 1.Показать зависимость появления в творчестве Горького в 90-е годы XIX века двух типов рассказов от общественно-политического развития России. 2. Выявить отличительные особенности романтизма М. Горького, учитывая его авторский идеал того времени. 3. Оценить степень актуальности раннего творчества для современной жизни.
«Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - всё! Он создал даже бога»
Человек «с солнцем в крови», --- Но кто он? И почему именно он есть спасение? И, что более важно, всегда ли он - спасение? - К каким выводам пришел М. Горький в своем раннем творчестве и что можно сказать об этом с позиции сегодняшнего дня?
Первые рассказы М. Горького принято датировать периодом с 90-х годов XIX в. по 1905 год. В основном в эти годы в творчестве писателя преобладает жанр рассказа. - Почему? Что за время - рубеж веков? Рубеж веков, как переходный период, рождает глобальные проблемы нравственно-философского плана о жизни и смерти, о любви, о добре и зле и подобные. в этот период жанр рассказа дает возможность осмыслить новый исторический этап, охарактеризовать его в разных проявлениях.
Рассказы М. Горького. 1. Ранние романтические: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (наиболее известные); 2. Реалистические: «Челкаш», «Коновалов», «Дед Архип и Ленька», «Двадцать шесть и одна» и др.
1.Реалистические рассказы. Тема босячества становится достаточно традиционной. Традиционна и оценка босяка: «Человек, дошедший до последней степени материального и духовного обнищания». - Какова жизнь в изображении М. Горького в реалистических рассказах? (рассказах о босяках)
М. Горький ставит своеобразный эксперимент: в условия реальной социальной среды «помещает» положительного, романтизированного героя. - Как вы думаете, с какой целью?
Романтический герой, как правило, - исключительная личность, свободолюбивая, вступающая в борьбу с обстоятельствами жизни, бунтующая в одиночку.
Но у Горького мы находим и другую сторону: эти люди наделены чувством собственного достоинства, они способны на добрые, разумные побуждения (чтение книг, попытка решить даже философские вопросы о смысле человеческого бытия), поэтому символичен их постоянный взгляд в небо, на звёзды. Но жизнь все равно берёт свое, приводя героев к трагической развязке.. С одной стороны, «приступы удручающей, коверкающей душу скуки и тоски», «подлое состояние», проявляющееся в несогласии с самим собой, ожесточение против окружающих, рождающее взаимную ненависть и разобщение людей.
Вывод. Герой оказывается побежденным средой. Стремление к полнокровной, счастливой жизни остается неосуществленным. В этом и драма личности, и - высота ее потенциальных возможностей. Поэтому, несмотря на положительные начала босяка, Горький не определяет его как человека «с солнцем в крови».
Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого…чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучш красивее… М. Горький Почему автор требует героического? От кого требует? Кто способен на это? Предлагает ли такого героя сама жизнь?
Так кто же он, человек «с солнцем в крови»? Вывод. Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их слабости, никчёмности (в отличие от классического романтического героя). Подвиг Данко - желание рассеять тьму страха, трусости людей. В романтических героях воплощены духовный порыв, жажда добра, справедливости, полнокровной счастливой жизни.
- Можно ли данный эпиграф отнести к Данко? Умрешь не даром: дело прочно, Когда по ним струится кровь. Н. Некрасов. Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.
Время таких героев, как Данко, еще не настало, говорит этими строками Горький. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен по достоинству.
-Можно ли «тьму души» человека (людей) «осветить снаружи»? -Всегда ли нужна жертва? : «Не может быть счастливым общество, построенное хотя бы на одной слезинке ребенка». (Ф.М. Достоевский) -Как можно спасти людей без жертв? Кто может это сделать? -«Кто может быть спасителем людей?»
Писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни ХХ века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, к самопожертвованию и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении. Сегодня проблемы, поставленные в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.