ПРОЕКТ: «Предпрофильная подготовка учащихся». Авторы: Уткина Л.В. Захарова Е.И. МОУ сш. 26 Тольятти 2011г.
Тема: «Моя будущая профессия».
ЦЕЛЬ: помочь учащимся с выбором профессии.
Задачи: 1) провести различного рода работы, анкетирование, опросы для выявления желаний, способностей учащихся, для того чтобы указать важность данной проблемы. 2) организовать предпрофильную подготовку учащихся 9-11х классов; 3)познакомить учащихся с классификацией профессий; 4) пригласить представителей вузов и профессиональных училищ.
ПРОБЛЕМА: так много профилей и профессий, но сложно определиться, сделать правильный выбор.
Почему это стало проблемой? Дети-подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха.
Почему ее следует решать? Реальные жизненные ценности – основа воспитания, без их тщательного изучения невозможно воспитывать молодёжь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать ему толчок к духовному саморазвитию.
Когда она становится проблемой? 1.Р ыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. 2. Неизбежны социально-экономические последствия рынка: безработица, формирование новых хозяйственных структур. 3. При современной социальной ситуации выпускнику необходимо учитывать динамичность мира профессий, нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.
Кем быть? Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Прежде всего для детей. Уже с начальной школы, понимая важность проблемы, проводя различные творческие работы, опросы, беседы определять личностные качества и жизненные ориентиры ребёнка.
Что нужно знать при выборе профессии? Свои интересы к профессии Свои интересы к профессии свои способности свои способности свои склонности свои склонности степень профессиональной пригодности. степень профессиональной пригодности.
Понятие о профессии и специальности Профессия - это необходимая для общества, ограниченная(вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Классификация профессий Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
Классифи- кационный признак Виды и характер труда Предмет труда (типы профессий) Т - человек-техника П – человек-природа Ч- человек-человек З- человек-знаковая система Х-человек-художественный образ Цель труда (классы профессий) Г- распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить Пр- преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить И- изобрести, придумать, найти новый способ решения. Орудия труда (отделы профессии) Р- ручные(непосредственное выполнение функции) М- механизированные(управление машинами, механизмами) А- автоматизированные(управление станками, устройствами) Ф- использование функциональных средств организма Условия труда (группы профессий) М- условия с повышенным уровнем моральной ответственности Н- необычные условия труда Б- условия бытового типа О- работа на открытом воздухе
Выступления родителей на конференции « Профессии, которые выбирают наши дети» по темам: 1.П рофессии нашей семьи. 2.П рофессиональные династии – за и против. 3.Р оль педагогов в выборе профессии старшеклассником. 4.М одные профессии и не очень.
Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии: Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор и др.) Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор и др.) Пренебрежение к менее престижным, но значимым в жизни профессиям) Пренебрежение к менее престижным, но значимым в жизни профессиям) Отсутствие своего мнения в выборе профессии Отсутствие своего мнения в выборе профессии Выбор профессии связанный с выбором друзей Выбор профессии связанный с выбором друзей Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности в выбранной профессии Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности в выбранной профессии Выбор профессии определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка Выбор профессии определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств.
Анкета для учащихся: Учащимся предлагается выбрать из списка профессий профессии, которые нужно распределить на две группы: 1.Профессия, которая нравится мне. 2.Профессия, которую мне советуют родители.
Анкета для родителей: Анкета для родителей: 1.Обсуждали ли вы со своим ребенком проблему выбора профессии? 2.Какую профессию выбирает ваш ребенок? 3.Что советуете ему вы? 4.Совпадают ли ваши интересы и точки зрения на избранную профессию? 5.Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашим ребенком? 6.Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?
Анализ диагностических материалов, которые были подготовлены на основе опроса старшеклассников Список самых преимущественных профессий в глазах учащихся