«Безделье – мать всех пороков» «Без дела жить – только небо коптить» «Худое ремесло лучше доброго воровства» «Труд человека кормит, а лень портит», - такие поговорки и пословицы создавались на протяжении многих веков. Почему один буквально «горит» на работе, а другой - отбывает свой срок? В чем сущность и особенности того самого труда, о котором К.Д. Ушинский сказал: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»? Поразмышляем и мы на эту тему. Тема урока: «Трудовая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы: Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.
Подберите слова -ассоциации к понятию труд. Ранжируйте их по смыслу. Сформулируйте определение понятия «труд».
Труд Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей Усилие, направленное на достижение чего-либо Результат деятельности, работы, произведение Работа, занятие
Трудовая деятельность - явление многогранное. Попробуем сейчас убедиться в этом. Представьте себе, что вы, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию с целью рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии. Как вы это сделаете? Итак, представьте труд с позиции экономиста, психолога, правоведа, социолога, философа. Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Для успешности в работе разделимся на три творческие группы.
- Группа 1, работая с п. 1 § 19, рассмотрите процесс труда как вид человеческой деятельности. Итоги работы представьте наглядно. Труд как вид человеческой деятельности Идеи, потребности, интересы Цель Труд Деятельность человека становится трудом. Если в ней присутствует сознательно поставленная цель
Набор трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В настоящее время в результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механическим. Трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. Речь идет о профессионализме - хорошем владении своей профессией, квалификации - степени готовности к какому-нибудь виду труда, степени готовности.
приобрести опыт; иметь самодисциплину; обладать деловой честностью; обладать ответственностью. Характеризуется материально-техническими условиями труда: средствами труда; предметами труда; технологии.
Характеризуется материально-техническими условиями труда: средствами труда; предметами труда; технологии.
Характеризуется способом организационно- технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Люди трудятся сообща, коллективно, при этом возникает необходимость в разделении труда. Характеризуется структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение участников. Речь идет о трудовой дисциплине, технологической дисциплине, договорной дисциплине. Важными составляющими являются инициатива и исполнительность.
Характер труда Условия трудаКультура труда -вид труда -средства труда -НТП -функции контроля -степень безопасности -влияние на здоровье -настроение -работоспособность -улучшение условий -климат в коллективе -творчество
Группа 2. работая с п. 2 19, должна представить наглядно обобщенный портрет современного работника и продумать условия. При которых труд современного работника станет более эффективным.
Современный рабочий --профессия--профессионализм Трудовая дисциплина - трудовое законодательство Рост производительности труда НТП увеличивает роль квалифицированного труда Технологическая дисциплина Договорная дисциплина Исполнительность и инициатива Культура труда - научная организация Разделение труда
В процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Они могут развиваться в двух направлениях: -конфронтация -социальное партнерство -Группа 3. работая с п исследует природу социального партнерства и представят свою работу графически
Социальное партнерство В широком смысле В узком смысле Отношения между социальными группами, слоями. Классами, в основе которых лежит достижение согласия Система взаимоотношений между органами государственной власти, основанная на равноправном сотрудничестве
-участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах -переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами разногласий и противоречий -наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях -согласование между партнерами на высшем уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом -снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов
Формы социального партнерства Коллективные переговоры Участие в управлении Участие в досудебном разрешении трудовых споров
-Представьте труд как вид деятельности -Почему в своей схеме вы на первое место поставили интересы, а не цели? -Что может быть мотивом для трудовой деятельности? -Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору? -Представьте, что вы руководитель предприятия. Что вы сделаете, чтобы улучшить работу своего предприятия? При ответе используйте материалы учебника на с Что такое социальное партнерство? -Как происходит становление социального партнерства в России?
Составьте синквейн по теме «Труд» Что вам понравилось на уроке? Что вы хотели бы изменить? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Как вы оцениваете работу одноклассников?