МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск.
Advertisements

Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Какие бывают звуки? Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки.
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
Подготовила воспитатель: Заботина Л.А.. «Задачи» Сформированность звуковой стороны речи, Полная сформированность фонематических процессов, Готовность.
ЗВУКОГРА Д Пособие по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей. Подготовила: учитель – логопед детского сада 56 ОАО «РЖД» Власенкова.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают. Устная речь – это речь, которую мы произносим, слышим. Письменная.
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем. Звуки бывают гласные и согласные.
Материал по русскому языку (1 класс) по теме: Лента букв
Обучение звуковому анализу слов учащихся 1 класса (урок 1) Выполнила: Закроева Татьяна Александровна Учитель – логопед МОУ «Остёрская средняя (полная)
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ Новоберёзовской СОШ Захарова М.М – 2013уч.г.
Фонетика Гласные и согласные звуки. Различие между гласными и согласными звуками ярко показал в стихах С. Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной, В.
Тест 2 класс Выполнила : учитель - логопед Мальцева Татьяна Фёдоровна.
З В У К И Р Е Ч И Ф О Н Е Т И К А. ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый.
Транксрипт:

МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск, 2012

Основы звукового анализа Составляем схемы Игры Содержание

Обучая детей звуковому анализу следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы произносим и слышим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой.

В словах звук может находиться в трёх положениях: – в начале слова: КОРОВА – в середине слова: БЕЛКА – в конце слова: ЁЖИК

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [ А ] [ У ] [ О ] [ И ] [ Э ] [ Ы ]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: А У О И Э Ы Я Ю Е Ё Шесть гласных букв – А У О И Э Ы соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - Я Ю Е Ё - йотированные, то есть обозначают два звука: Я - [ ЙА ], Ю - [ ЙУ ], Е - [ ЙЭ ], Ё - [ ЙО ] в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка, пояс); после мягкого и твердого знаков (семья, подъём).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я - [ А ], Ю - [ У ], Е - [ Э ], Ё -[ О ] (берёза, мяч).

Для дошкольников при подборе слов для анализа следует учитывать разницу в произношении и написании слов. Для анализа лучше подбирать слова, в которых гласный звук [ О ] находится под ударением. Например, осы, ослик, осень, а не очки, огурец (в начале этих слов слышится звук [а], а пишется буква О)

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки делятся на: звонкие и глухие твёрдые и мягкие

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [ К ] [ П ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ц ] [ Ч ] [ Ш ] [ Щ ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [ Б ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Ж ] [ З ] [ Й ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ Р ].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [ Б ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ З ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы А У О Э Ы ) и мягкими (если после них стоят гласные буквы И Е Ё Ю Я ).

Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц] Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ]

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка)

Составляем схемы МАК [м] КИТ [к] СОЛЬ [с] [а][к] [и] [т] [о][л]

КЛЮЧ КАЮТА ЕЛЬ [к] [л][у] [ч] [й][э] [л] [к] [й] [а] [у] [т] [а]

Игры В описанные ниже игры можно играть с одним ребенком и с группой детей. Карточки-пособия для данных игр можно изготовить совместно с детьми.

Квадрат Цель: тренировать детей в определении наличия заданного звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком и без него. При наличии звука дети начинают движение от определенной геометрической фигуры, передвигаясь на одну клетку по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Вариант 1

Цель: тренировать детей в определении количества звуков в слове Ход игры: Педагог называет слово. Дети определяют в нем количество звуков и, начиная движение от определенной геометрической фигуры, передвигаются на такое же количество клеток по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Квадрат Вариант 2

Квадрат Вернуться к правилам игры

Косынка 1 Цель: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к синему или зеленому кругу соответственно. При правильном выполнении задания они оказываются на квадрате определенного цвета, задуманном педагогом.

Косынка 1 лук лейкасольпол клей молоток Например: дифференциация звуков [л] - [л] Вернуться к правилам игры

Косынка 2 Цель: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по звонкости-глухости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к кругу с колокольчиком или без него. При правильном выполнении задания они оказываются на треугольнике определенного цвета, задуманном педагогом.

Косынка 2 санкизайка салатзубы козаосыосы Например: дифференциация звуков [с] - [з] Вернуться к правилам игры

Поймай шарик! Цель: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети с помощью двух фишек начинают движение от зайца вверх к шарикам синего и зеленого цвета соответственно и определяют, какой шарик поймал заяц.

Поймай шарик Вернуться к правилам игры

Салют Цель: тренировать в определении первого или последнего звука в слове; учить различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости- мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов. Дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и начинают движение от белого круга вверх к кругам соответствующего цвета. При правильном выполнении задания они оказываются на звезде определенного цвета, задуманной педагогом.

Салют аистлисарыбаутка Например: определение первого звука в слове Вернуться к правилам игры

Умная гусеница Цель: тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети начинают движение от гусеницы вверх к соответствующим схемам. При правильном выполнении задания они оказываются на овале определенного цвета, задуманном педагогом.

Умная гусеница Вернуться к правилам игры Например: Определение места звука [р] в словах робот комар ворона кран

Эстафета Цель: тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети с помощью трех фишек начинают движение вверх от гусениц согласно указанной на них схеме к яблокам разного цвета и определяют, до какого яблока быстрее доберется гусеница.

Эстафета Вернуться к правилам игры

Цветная гусеница Цель: тренировать в определении первого (последнего) звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов, дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывают красные, синие и зеленые фишки («раскрашивают» гусеницу) Вариант 1

Цветная гусеница Цель: тренировать в звуковом анализе слов Ход игры: Педагог называет слово. Дети «раскрашивают» гусеницу фишками, выполняя звуковой анализ слова. Педагог просит определить порядковый номер заданного звука в слове. Вариант 2

Цветная гусеница слон окнолист моль пила лукгусь Вариант 1: определение последнего звука в слове Вернуться к правилам игры

Цветная гусеница Вариант 2: звуковой анализ слова КЛЮКВА [к] [л] [у] [к] [в] [а] Вернуться к правилам игры

Спасибо за внимание!