Устаревшая, диалектная лексика. Неологизмы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 7
Цели: расширить знания учащихся об историзмах и архаизмах, углубить представления о сфере употребления диалектной лексики, причинах возникновения в языке неологизмов; воспитание внимательного отношения к слову, к русской языковой культуре
Л…нгвистика, пре…почтение, ни…провергнуть, племян…ик, велик…душный, (не)зд…ровится, конституц…я, к…мфорт, п…лнощный,, фл…мастер, к…мпьют…р. Орфографический диктант – молчанка
Проверка Лингвистика, предпочтение, ниспровергнуть, племянник, великодушный, нездоровится, конституция, комфорт, полнощный,, фломастер, компьютер.
Рефлексия. 1.Назовите неологизмы из диктанта – молчанки 2.Слова со старославянскими элементами 3. Древнерусское слово 4. Какие слова относятся к архаизмам? 5. Назовите историзмы.
Объясните, почему возникли варианты имён Агафон – Гапон, Иосиф – Осип, Стефан – Степан, Прокофий – Прокопий? Слова с буквой Ф – заимствованы из греческого языка. В древнерусском не было особого звука Ф, поэтому при освоении имён с этим звуком он заменялся на близкий в артикуляционном плане - П
Лицедей чело уста пиит урядник ланиты купец помещик зерцало дьяк опричник АрхаизмыИсторизмы Лицедей, чело, уста, пиит, ланиты, зерцало Опричник, дьяк, урядник, купец, помещик Приведённые ниже устаревшие слова распределите на: архаизмы историзмы
Лингвистическая загадка Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь…» Объясните значение, образование и употребление этих числительных. Эти числительные образовались в результате сращения сочетаний «три+ дясяте» = тридесять; «три+девяте» = тридевять. Слово «тридесятый» употребляется в произведениях фольклора, имея значение «очень далёкий» (в старинном счёте тридцатый). Тридевятый обозначает числительное двадцать седьмой.
Спасибо за работу!