Магистерская диссертация на тему: РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ Выполнила: магистрант кафедры менеджмента и организации здравоохранения Шакирова Д.З. Руководитель: профессор Вальчук Э.А.
Современный период реформирования отечественной системы здравоохранения характеризуется объективными условиями, при которых медицинская услуга становится товаром, а отношения производителей и потребителей медицинских услуг (в частности, врача и пациента) начинают определяться как маркетинговые с преобладающей ролью пациента.
Успех медицинских организаций системы первичной медико- санитарной помощи в получении дополнительных внебюджетных средств зависит от того, насколько удачно они действуют на рынке медицинских услуг, предлагая то, что может заинтересовать потенциального потребителя, максимально используя существующие условия и ресурсы.
Цель диссертации: определение возможностей применения маркетинга в системе первичной медико-санитарной помощи населению, основанное на новейших достижениях науки в этой сфере
Основные задачи: рассмотрение организационных аспектов первичной медико-санитарной помощи ; выявление особенностей маркетинговой деятельности на рынке медицинских услуг; исследование рынка медицинских услуг в системе первичной медико-санитарной помощи.
Объем реализации платных медицинских услуг населению представляет собой сумму выручки, полученной юридическими лицами от населения за оказанные им медицинские услуги, или от других юридических лиц в оплату за оказанные их работникам медицинские услуги.
Объем реализации платных медицинских услуг населению (в фактически действовавших ценах)
2000 = 100 % Динамика цен и тарифов на платные медицинские услуги
Индекс физического объема платных медицинских услуг, оказанных населению – относительный показатель, характеризующий изменение объема платных медицинских услуг в текущем периоде по сравнению с базисным. Индекс физического объема платных медицинских услуг,
2000 = 100 % Динамика физического объема реализации платных медицинских услуг населению (в сопоставимых ценах)
Реальные располагаемые денежные доходы населения – это денежные доходы населения за вычетом обязательных платежей и добровольных взносов, скорректированные на общий индекс потребительских цен.
2000 = 100 % Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения
2000 = 100 %
Распределение общего объема располагаемых ресурсов населения (по материалам выборочного обследования домашних хозяйств)
Доля медицинских услуг в потребительских расходах населения по квинтильным (20 %-ным) группам (по материалам выборочного обследования домашних хозяйств)
Выполнение плана по платным медицинским услугам населению УЗ «7-я городская поликлиника г. Минска»
Структура платных медицинских услуг, оказанных населению в 2006 году, по УЗ «7-я городская поликлиника г. Минска»
Исследование маркетинга в системе первичной медико- санитарной помощи населению позволяет сделать следующие выводы:
Для выработки управленческого решения о введении платных медицинских услуг, позволяющих улучшить финансирование медицинской организации, необходима информация о состоянии рынка медицинских услуг, получению которой способствуют маркетинговые исследования.
За период гг. наряду с увеличением реальных располагаемых доходов населения в РБ отмечался рост физического объема реализации платных медицинских услуг в сопоставимых ценах, несмотря на повышение цен и тарифов на платные медицинские услуги, что свидетельствует об увеличении спроса населения на платные медицинские услуги.
Доля расходов на медицинские услуги в структуре всех потребительских расходов населения в гг. практически не изменялась и составляла в среднем 2,9 %, что, вероятно, обусловлено не только существованием преимущественно бюджетного здравоохранения, но и отсутствием медицинской культуры, низкой ценностью и невнимательным отношением к здоровью в обществе.
Таким образом, суть социально- ориентированного маркетинга медицинских услуг в системе первичной медико-санитарной помощи населению состоит в применении коммерческого сбыта и методов маркетинга для решения проблем общественного здоровья и здравоохранения.
Такой маркетинг направлен на повышение ценности здоровья в обществе, развитие медицинской культуры населения и, как следствие, увеличение доли медицинских услуг в потребительских расходах населения и привлечение дополнительных внебюджетных средств в здравоохранение.
Исходя их вышеизложенного, для улучшения функционирования системы первичной медико- санитарной помощи населению и максимального удовлетворения спроса населения на медицинские услуги предлагается:
активное привлечение таких дополнительных внебюджетных источников финансирования учреждений системы первичной медико-санитарной помощи населению, как оказание платных медицинских услуг населению и экспорт медицинских услуг;
комплексное применение инструментов маркетинга медицинских услуг в системе первичной медико-санитарной помощи населению; использованиеинформациио состоянии рынка медицинских услуг и потребительских предпочтениях для выработки управленческих решений в системе первичной медико-санитарной помощи населению;
введение должности специалиста по изучению рынка медицинских услуг (маркетолога) для установления воспринимаемости услуг пациентами, разработке маркетинговых программ и т. п.; организация подготовки кадров по данной специальности;
разработка научно обоснованной стратегии и нормативно-правовой базы по маркетингу медицинских услуг;
пересмотр существующих подходов на законодательном уровне к организации оказания платных медицинских услуг населению с целью повышения мотивации учреждений здравоохранения.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Для того чтобы узнать, во сколько раз увеличился (снизился) объем платных медицинских услуг в результате изменения только его физического объема, при исключенном влиянии динамики цен, применяют индекс физического объема платных медицинских услуг, оказанных населению. Это относительный показатель, характеризующий изменение объема платных медицинских услуг в текущем периоде по сравнению с базисным