Аристотель ВЫПОЛНИЛИ : БАДЬЕВА ТАТЬЯНА ТОЛЧИНИНА КСЕНИЯ
Биография Родился 384 году до н. э., Стагира, Фракия. Умер 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности
Общая характеристика учения Аристотель творчески развивает учение Платона, однако формирует собственную позицию в процессе творческого переосмысления его философских взглядов («Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель настаивает на том, что реально существующими являются лишь конкретные вещи (в терминологии «субстанции»). Всеобщее («форма») – есть лишь свойство, присущее субстанции, и вне него самостоятельно существовать не может. Аристотель рассматривает всеобщее как результат абстрагирующей способности разума, усматривающей в самих субстанциях признаки различной степени общности. Совокупность существенных признаков, типичных для субстанций данного вида, и есть форма, которая существует уже не вне конкретных вещей, а исключительно в них самих. Также, как и у Платона, способом познания формы у Аристотеля остается исключительно разум. Философия Аристотеля дуалистична:каждая конкретная субстанция есть результат взаимодействия формы и материи, которые независимы друг от друга, объективны и равно необходимы для существования субстанций. Материя в той же мере необходима материи, что и материя – форме.
Материя же – это некий пассивный материал, который должен быть структурирован, определен извне. Материя рассматривается Аристотелем как возможность, потенция всего существующего, форма – как активное осуществление этой возможности. Характер взаимодействия формы и материи конкретизируется Аристотелем в учении о четырех причинах: 1) конечной, 2) действующей, 3) материальной, 4) формальной
Аристотеля называют «первым энциклопедистом древности», подчеркивая тем самым изменения стиля античного мышления: историзм, систематичность и методичность являются для Аристотеля безусловными максимами философского мышления. Аристотель рассматривает познавательный процесс как этапный: он начинается с положительного знания (чувственного опыта) и по ступенькам абстрагирования, т.е. рационально-логического выделения общего, поднимается к познанию сущности – формы. Таким образом, Аристотель говорит о процессе познания как движущемся от индуктивного обобщения чувственных данных к формулировке дедуктивно- общезначимых выводов. Тем самым впервые в истории античности Аристотель снимает противопоставление чувственного и рационально-теоретического знания.