КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ А.А. РЕАНА Выполнил: Шефер Ю.В. группа Ср-314 с ПСО группа Ср-314 с ПСО
Для того чтобы деятельность психологической службы образовательного учреждения соответствовала ожиданиям и потребностям практики, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы необходим системный подход, адекватное отражение реальных условий педагогического процесса. Процесс совершенствования деятельности психологической службы современных ОУ происходит в педагогической практике постоянно, находясь в прямой зависимости от модернизационных процессов в обществе, а значит и в системе образования. Тем не менее, в опыте отдельных общеобразовательных учреждений можно выделить достаточно устойчивые модели деятельности психологической службы, имеющие системную теоретическую основу, апробированную практикой многолетнего внедрения [4]. В качестве примера такой модели целесообразно представить систему деятельности психологической службы, разработанную А. А. Реаном.
По мнению А.А. Реана, центральной фигурой, с которой должен работать школьный психолог, является не учащийся, а учитель. Выступая на состоявшемся в 2002 г. совещании «Служба практической психологи в системе образования в России. Итоги и перспективы», А.А. Реан говорил об интеграции психологических и педагогических усилий и предложил рассматривать психологическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы [2].
В основе концепции А. А.Реана лежат четыре принципа организации деятельности психологической службы: 1) Принцип целостности;1) Принцип целостности; 2) Принцип профессионально- педагогической активности;2) Принцип профессионально- педагогической активности; 3) Принцип взаимодействия;3) Принцип взаимодействия; 4) Принцип достаточной ограниченности.4) Принцип достаточной ограниченности.
Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся (не менее 70%). Только при таком охвате результаты деятельности психологической службы становятся заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма. Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся (не менее 70%). Только при таком охвате результаты деятельности психологической службы становятся заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.
Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога. Индивидуальную психолого-педагогическую работу ведет не школьный психолог, а учитель. При этом учитель использует результаты работы, которые предоставляет ему школьный психолог. Указанный принцип отражает представление о педагоге не только как об учителе – предметнике, но и как о педагоге-психологе, профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.
Принцип взаимодействия состоит в том, что деятельность учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели.
Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс-диагностику, т. е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах – от начальных до старших. Вместе с тем система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (психологические процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация) [1].
Главное, на что хотелось обратить внимание, – при ознакомлении со всем многообразием существующих концепций психологической службы, оказывается, что они не противоречат, а в известном смысле дополняют друг друга. По меткому замечанию В.Э. Пахальяна, существуют «общие концептуальные основания построения психологической службы в системе народного образования и организации работы в рамках той или иной модели». Например, о необходимости работы с учителем говорили и Л.М. Фридман, и И.В. Дубровина, но свое законченное выражение эта идея получила в модели А.А. Реана [3].
Список использованной литературы 1. Канатов А. И., Романова О. А. Система психолого- педагогической поддержки: деятельность психологической службы гимназии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: php php 2. Качимская А.Ю. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, – 175 с. 3. Матвеева Е.В. Психологическая служба: Учебно- методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, – 63 с. 4. Хухлаева О.В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог: Учебное пособие. – М.: Юрайт, – 354 с.