А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ XIII чтения памяти Г.П. Щедровицкого Москва, 23 февраля 2007 года
Рассмотрение понятия проблематизации в оргуправленческом контексте отличает подход ММК от большинства других известных трактовок проблематизации, – начиная со школы «Анналов» и заканчивая ТРИЗ-ом – ОРИЗом. При этом процессы проблематизации в качестве непременного атрибута вменяются мыследеятельности управления как обеспечивающей развитие, в отличие от слоев руководства и организации, ответственных за функционирование и воспроизводство. В игровую эпоху эти представления стали одним из ключевых инструментов в организации рабочих процессов ОДИ. Рассмотрение понятия проблематизации в оргуправленческом контексте отличает подход ММК от большинства других известных трактовок проблематизации, – начиная со школы «Анналов» и заканчивая ТРИЗ-ом – ОРИЗом. При этом процессы проблематизации в качестве непременного атрибута вменяются мыследеятельности управления как обеспечивающей развитие, в отличие от слоев руководства и организации, ответственных за функционирование и воспроизводство. В игровую эпоху эти представления стали одним из ключевых инструментов в организации рабочих процессов ОДИ.
Главным достижением Кружка на пути технологизации процесса проблематизации стал анализ ее внутренней структуры, который собственно, и позволил «разыгрывать» постановку проблем в коллективной работе на ОДИ. Наиболее распространенным является технологическое разделение процесса проблематизации на семь этапов или «станций»: I II III IV V VI VII С/О СА Ц/П АС ПП ПЗ РЗ
[ I ] самоопределение (тематическое, методологическое, позиционное и др.); позиционное и др.); [ II ] ситуационный анализ («инвентаризация» составляющих будущей ситуации); будущей ситуации); [ III ] целеполагание (модельное в случае проектирования, параметрическое в случае программирования и т.п.); параметрическое в случае программирования и т.п.); [ IV ] анализ ситуации (системная соорганизация составляющих ситуации в пространстве целей); ситуации в пространстве целей); [ V ] собственно проблематизация, т.е. постановка/формулирование проблем; проблем; [ VI ] перевод проблем в задачи (методическая организация полноценной целерезультативной мыследеятельности); полноценной целерезультативной мыследеятельности); [ VII ] решение задач (имеющее снять назначенные проблемы практически). практически).
Впрочем, этими разделениями достижения, видимо, исчерпываются. Дальнейшая работа по превращению так представленной проблематизации в полноценную управленческую технологию могла бы включить, во-первых, спецификацию процессов/техник проблематизации относительно основных подтипов управления – (3)программирования, (4)проектирования, (2)планирования (1)и т.н. задействования, различающихся между собой категориальным представлением своих целевых функций и ресурсов Впрочем, этими разделениями достижения, видимо, исчерпываются. Дальнейшая работа по превращению так представленной проблематизации в полноценную управленческую технологию могла бы включить, во-первых, спецификацию процессов/техник проблематизации относительно основных подтипов управления – (3)программирования, (4)проектирования, (2)планирования (1)и т.н. задействования, различающихся между собой категориальным представлением своих целевых функций и ресурсов
процессресурс будущеебудущее прошлое процесс ресурс планированиезадействование программированиепроектирование
На следующем шаге следовало бы попытаться специфицировать техники проблематизации относительно узлов, кооперативных и коммуникативных связок управленческой мыследеятельности. На следующем шаге следовало бы попытаться специфицировать техники проблематизации относительно узлов, кооперативных и коммуникативных связок управленческой мыследеятельности.
схема шага развития («велосипед») В качестве примера план-карты таких разработок может быть положена
Здесь процедуры проблематизации организуются внутри трех системно связанных циклов работ – прожективного мыслительного конструирования (1) и обеспечивающих это мышление циклов ситуационной аналитики (2) и реализационной (имплементирующей) политики (3).
1 2 3
Циклы «аналитики» и «политики» в равной степени важны для формирования действительности прожективного управленческого мышления, но имеют при этом противоположные временные векторы и модальные операторы.
В «аналитике» проблематизируется отношение управленческого решения к содержанию ситуаций прошлого (действительность); этот цикл проблематизации в сегодняшнем менеджменте оформлен в практике консалтинга.
КОНСАЛТИНГ МАРКЕТИНГ БРЕНДИНГ ПРОМОУШЕН
Цикл «политики» проблематизирует проспективное, реализационное отнесение управленческого прожекта (возможность) и может быть сопоставлен практикам маркетинга, брендинга и промоушена.
Наконец, третье перспективное поле исследований и разработок по СМД-теории проблематизации – это анализ осуществления проблематизирующих функций в рамках цикла мыслительного конструирования (т.е. в работе на досках управленческого мышления в схеме шага развития) СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
В этом контексте, с одной стороны, должны быть возобновлены давно заглохшие методологические исследования «творческого мышления», а, с другой, восприняты и переосмыслены представления о проблематизации, сформированные постмодернистской философией. постмодернистской философией.
Предстоит, в частности, увлекательная работа по отслеживанию технологических приемов рефлексивного осмысления и рационального анализа тех социокультурных отношений, которые актуализируются в ситуациях управления. которые актуализируются в ситуациях управления.
конец