Тревожность как психологическая проблема у детей младшего школьного возраста Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Автор: ученик 4 «3» класса МБОУ «Лицей 8» Темирханов Карахан Махачкала 2017 год
Актуальность. Проблема тревожности учащихся сегодня стоит особенно остро. И связано это с изменениями в школьной программе, которые направлены на ускоренное освоение большого учебного материала без учёта индивидуальных особенностей детей. С повышенной тревожностью школьников сталкиваются родители и педагоги с самого начала обучения. На каждом из этапов причинами высокой тревожности являются различные факторы.
Целью нашего исследования было изучение особенностей школьной тревожности у детей второго и четвертого года обучения.
У входа на факультет психологии и философии Дагестанского государственного университета. С заведующей кафедрой психологии развития и профессиональной деятельности факультета психологии и философии ДГУ, доктором психологических наук, профессором Акбиевой З.С.
С директором психологического центра ДГУ «Пси-фактор», практическим психологом Джабраиловым Арсеном Набиевичем
Знакомство с Мухиной Валерией Сергеевной, академиком РАО, доктором психологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки России
С Мухиной В.С. и Гаджимурадовой Зоей Магомедовной, доктором психологических наук, профессором кафедры психологии Даггоспедуниверситета
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. (А.М. Прихожан).
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность, чувство неопределенности, бессилия, незащищенности, грозящей неудачи, одиночества, невозможности принять решение. На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, повышении артериального давления, увеличении общей возбудимости, уменьшении порогов чувствительности, когда до этого нейтральные стимулы приобретают негативную эмоциональную окраску.
Одной из наиболее частых причин тревожности являются завышенные требования к ребенку, негибкая, система воспитания, которая не учитывает индивидуальную активность ребенка, его интересы, способности и склонности.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение – теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики – практические методы исследования. Для изучения школьной тревожности нами был использован «Тест школьной тревожности» Б. Филлипса. Для выявления различий – статистический t-критерий Стьюдента. В тестировании принимали участие 25 учеников второго и 30 учеников четвертого классов, из них 32 мальчика и 23 девочки.
1. Общий уровень тревожности (ОТ) 2. Общая тревожность в школе (ОТШ) 3. Переживания социального стресса (ПСС) 4. Фрустрация потребности в достижении успеха (ФПДУ) 5. Страх самовыражения (СС) 6. Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ) 7. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ССОО) 8. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС) 9. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ)
На гистограмме 1. видно, что по большинству из факторов средние значения во втором классе выше, чем в четвёртом.
Для сравнения уровня тревожности у детей второго и четвёртого классов мы применили математическую статистику Средние значения и t-критерий Стьюдента по шкалам «Опросника школьной тревожности» Б. Филлипса для групп 2 и 4 классов Шкалы Среднее 2 класс Среднее 4 класс t- значение df p- уровень N 2 кл N 4 кл Ст. откл. Ст. откл ОТ42,400033,366672, , , ,49381 ОТШ46,080037,00001, , , ,04616 ПСС37,760027,90001, , , ,10843 ФПДУ36,560027,333332, , , ,80738 СС48,040034,40001, , , ,48969 ССПЗ55,800056, , , , ,51634 ССОО42,400038,13330, , , ,28614 НФСС34,400030,666670, , , ,83290 ПСОУ38,640040, , , , ,15795
Сравнение средних значений в двух классах показало, что общий уровень тревожности у детей второго класса выше, чем у детей четвёртого. По этой шкале ни один из опрошенных детей не показал наличие высокого уровня тревожности, что можно рассматривать как положительный факт. Диаграмма 1. Процентное распределение по шкале «Общий уровень тревожности» во 2 и 4 классе
Диаграмма 3. Процентное распределение по шкале «Фрустрация потребности в достижении успеха» во 2 и 4 классах
Тревожность ребёнка в школе стала обыденным явлением, сопровождающим его на протяжении всего периода обучения. Ученик при переходе из класса в класс привыкает к условиям школы и нормальный уровень тревожности становится необходимым фактором его успешности в учении и в социальной адаптации. Выводы.