НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Smirnov ЦЕЛИ УРОКА ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙЭТНИЧЕСКИХ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. 10 КЛ. БАЗ. УРОВЕНЬМОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Advertisements

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. 10 КЛ. БАЗ. УРОВЕНЬМОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
МЕЖЭТН ИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- УЧИТЕЛЬ ИЛЬИНСКОЙ.
ЭТНОС И НАЦИЯ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. В НАУКЕ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА ГРАЖДАНСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ.
МЕЖЭТН ИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- УЧИТЕЛЬ ИЛЬИНСКОЙ.
Интеграция характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности (например,
Н АЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Нация – от лат. слова народ – исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально – экономическую.
Национальная политика Российской Федерации. 1.Понятие «национальная политика». 2.Главная ценность национальной политики 3.Цели и направления национальной.
Нации и межнациональные отношения §17 Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Павлов Роман.
«Нации и межнациональные отношения» «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» Н.А. Добролюбов Разработала: учитель истории и обществознания.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Нации и национальные отношения. Этникос - вся совокупность людей, осознающая причастность к данному этносу Этнос, проживающий на определенной территории.
Национальная политика в РФ. Этническая (национальная) политика Внутренняя политика государства - в отношении этнических общностей и межэтнических отношений.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Этнос и нация
Нации и межнациональные отношения Нации и межнациональные отношения.
Нации и межнациональные отношения Соколова И.В. Боголюбов класс МОУ «СОШ 4 г. Оса»
Межнациональные конфликты. Социальные общности Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми.
Нации и межнациональные отношения. Цели урока 1.Изучить понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. 2. Познакомиться.
МБОУ «Мордовско-Пимбурская СОШ». Урок по обществознанию в 11 классе. Учитель Лашманова Людмила Петровна.
Транксрипт:

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Smirnov ЦЕЛИ УРОКА ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙЭТНИЧЕСКИХ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАЦИОНАЛИЗМ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Smirnov ПОНЯТИЯ: ЭТНОС, НАЦИЯ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ТЕРМИНЫ; НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ ЭТНОЛОГИЯ, СЕПАРАТИЗМ, КСЕНОФОБИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

ФОРМЫ СПЛОЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ. РОД И ПЛЕМЯ. НАРОДНОСТЬ НАЦИЯ. ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СПЛОЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ- РОД И ПЛЕМЯ ПРИМИТИВНЫЕ ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ. С РАЗВИТИЕМ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА ВЫДВИГАЮТСЯ НЕ РОДОВЫЕ А СОЦИАЛЬНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ- НАРОДНОСТИ И НАРОДЫ.

КРОМЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА ЭТНОЛОГИ ОТМЕЧАЮТ ЕЩЕ ЧЕРТУ НОВЫХ СООБЩЕСТВ. МНОГОЭТНИЧНОСТЬ ИХ СОСТАВА.( ПРИМЕР – ДРЕВНЯЯ РУСЬ.) С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ- НОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И ВНУТРИЭТНИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ- НАЦИИ.

ДВЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ НАЦИИ НАЦИЯ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ ОБЩНОСТЬ ДЮДЕЙ НА ОСНОВЕ ОБЩНОСТИ ТЕРРИТ ОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА, СИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СКЛАДА, ПРОЯВЛЯЮЩЕГОСЯ В ОБЩЕГРАЖДАНСКОМ СОЗНАНИИ И САМОСОЗНАНИИ. НО В ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ- НАЦИЯ ПОНИМАЕТСЯ КАК СОГРАЖДАНСТВО, ОСНОВАННОЕ НА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ДЕМОКРАТИИ- В ДРУГОЙ ТРАКТОВКЕ- НАЦИЯ- ОСОБАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЩАЯСЯ ОБЩНОСТЬЮ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ЯЗЫКА, ТЕРРИТОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА, А ТАКЖЕ ПСИХИЧЕСКОГО СКЛАДА И КУЛЬТУРЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ЭТНИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ И САМОСОЗНАНИИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ПОНЯТИЕ НАЦИЯ- ССОТВЕТСТВУЕТ ЭТНОСУ

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОЗНАЧАЕТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ЭТНОСУ ИЛИ СОГРАЖДАНСТВУ( ГОСУДАРСТВУ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ САМОИНДЕНТИФИКАЦИИ (ПРИМЕР РОССИЯ) В РОССИИ- НА ВОПРОС ОНАЦИОНАЛЬНОСТИ- ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ- РУССКИЙ, ТАТАРИН. ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАНАХ- ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ САМИМ ГРАЖДАНИНОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. ЭТО ПРАВО ИМЕЮТ И ГРАЖДАНЕ РОССИИ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ- ПОНЯТИЕ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ- ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ, ДУХОВНАЯ НАСТРОЕННОСТ Ь, СВОЙСТВЕННАЯ ДАННОЙ КОНКРЕТНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ. НАЦ. МЕНТ.- ВЗГЛЯДЫ, ОЦЕНКИ, ИДЕАЛЫ, ИНТЕРЕСЫ, НОРМЫ, ПРИНЦИПЫ И ПРИВЫЧКИ, СВЯЗАННЫЕ С КУЛЬТУРОЙ НАЦ. МЕНТ.-ЯВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОЕ НО НЕ ЗАСТЫВШЕЕ

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ СТОРОНЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ВО ПЕРВЫХ НЕОБХОДИМО СОХРАНЯТЬ СВОЮ ОСОБЕННОСТЬ, НЕПОВТОРИМОСТЬ, УНИКАЛЬНОСТЬ ВО ВТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ОТГОРАЖИВАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ НАЦИЙ, СОЗДАВАТЬ ПРЕГРАДЫ. НЕОБХОДИМЫ КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ КУЛЬТУРАМИ.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ИСТОРИЯ НАРОДОВ – НЕПРЕРЫВНЫЙ ЭТНОГЕНЕЗ- ЧИСЛО ЭТНОСОВ-ОТ3 ДО 5 ТЫС. ЧИСЛО ГОСУДАРСТВ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ -ЯЗЫКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРОЦЕССЫ ЭТНОГЕНЕЗА И РАСОГЕНЕЗА ИДУТ НЕПРЕРЫВНО. РОССИЯ – ПРОЦЕЕСЫ ЭТНИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ- 10 МАЛЫХ РАС, СВЫШЕ 130 НАЦИЙ, НАРОДНОСТЕЙ, И ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭТНОСАМИ (НАРОДАМИ), ОХВАТЫВАЮЩИЕ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ИНТЕГРАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В 20 ВЕКЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ- СОЮЗ ГОСУДАРСТВ. ПРИМЕР- ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ. ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПРЕДЕЛАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАНЫ. ПРИМЕР- СССР

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЖЕТ ИДТИ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ: США- В США НЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ КАЖДОЙ НАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – КУЛЬТУРНУЮ АВТОНОМИЮ. ВСЯКАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ПРЕСЛЕДУЕТСЯ.

НАЦИОНАЛИЗМ- ИДЕОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА ГРУПП ЛЮДЕЙ, УТВЕРЖДАЮЩИХ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СВОЕГО ЭТНОСА. КСЕНОФОБИЯ- НЕТЕРПИМОСТЬ К ДРУГИМ НАЦИЯМ. ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУ- ИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ: ГЕНОЦИД АРМЯН. ХОЛОКОСТ ВОЙНА НА БАЛКАНАХ В 90 Г. 20 ВЕКА,

СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. В НАУКЕ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА ГРАЖДАНСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ СТОРОНЫ ВЫСТУПАЮТ, ИСХОДЯ ИЗ ЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ. БОЛЕЕ ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА: ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- ЭТО ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ( СОПЕРНИЧЕСТВО) МЕЖДУ ГРУППАМИ, ОТ ПРОТИВОБОРСТВА ЗА ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ, ДО СОЦИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ, КОГДА ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ( ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ)

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА ПРИМЕРЫ– КОСОВО, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ. ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ, РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА. ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ. ПРИМЕР- ПРИБАЛТИКА.

СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГУМАНИСТИЧЕС КИЙ ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В РЕГУЛИ РОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСК ИХ ОТНОШЕНИЙ. ПРИЗНАНИЕ И УВАЖЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР ДЕМОКРАТИЯ, ПРИЗНАНИЕ СВОБОД И ПРАВ ЛИЧНОСТИ СМИ- ПРАВИЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖЭНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ- УВАЖЕНИЕ, ТЕРПИМОСТИ

ПУТИ УРЕГУЛИРОВА НИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕГОВОРЫ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ГРАЖДАН.

КОНСТИТУЦИЯ ФУНДАМЕНТ ЭТНОПОЛИТИКИ. 1. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, УВАЖЕНИЕ К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ, ЗАБОТА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЕДИНСТВЕ. 2. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД, ГРАЖДАНСКОГО МИРА КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ НЕЗАВИ СИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОПАГАНДА РАСОВОЙ НЕТЕРПИМОСТИ

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕ ННОЙ НАЦИОНАЛЬН ОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1996Г 1. РАВЕНСТВО ПРАВ И СВОБОД 2. ЗАПРЕЩЕНИЕ ВСЕХ ФОРМ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ПО РАСОВОЙ И ТД. ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. 3. СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РФ. 4. РАВНОПРАВИЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ РФ 5. ГАРАНТИИ ПРАВ ВСЕХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ. И ТД.

1. ТЕКСТ УРОКА 17-го. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ – с ДОКУМЕНТ НА С – 194. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008.