Основные особенности и проблемы философии Нового времени
Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой XVII – XIX вв. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества. После тысячелетия владычества в духовной культуре веры и столетий – чувственного эстетического образа утверждается авторитет познающего разума.
Предпосылки формирования философии Нового времени Возникновение науки Нового времени, науки экспериментальной и математизированной, имело солидные социально-культурные предпосылки. Среди них можно выделить: Ослабление влияния церкви: церковь, как крупнейший землевладелец, выступала в глазах народа эксплуататором; Процессы секуляризации, выразившиеся в движении Реформации и распространении протестантизма; Появление и развитие математического естествознания; Развитие науки и техники; Великие географические открытия XVI века, стимулировавшие развитие торговли, товарно-денежных отношений и капитализма.
Основные принципы философии Нового времени Гносеологизм – центральной темой философии Нового времени является теория познания. Методологизм – поиск адекватных методов постижения природы и человеческого общества. Наукоцентризм – философия видит своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, в частности, математику и механику.
Основная проблема философии Нового времени – проблема научного познания Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: Эмпиризм Рационализм истинное знание о мире можно получить только с помощью опыта, индуктивный метод истинное знание о мире можно получить только при помощи разума, дедуктивный метод Фрэнсис Бэкон ( )Рене Декарт ( )
Онтологические проблемы философии Нового времени Новое естествознание вносит свои коррективы в представления о мире. Ориентация на достижения математики усилила тенденции аналитического подхода в объяснении бытия мира. Дуализм. Согласно Декарту, в основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция характеризуется протяженностью, а духовная - неделимостью. Монизм. Дуализму Б. Спиноза противопоставляет учение о единой субстанции. Мышление (душа) и протяженность (телесность) являются всего лишь атрибутами единой и неделимой субстанции. По мысли Спинозы, эта субстанция тождественна природе, равна Богу. Плюрализм. В учение о дискретности субстанции Г. Лейбница место единой субстанции заняло множество. Эти субстанции, которые немецкий философ назвал монадами, представляют собой духовные, наделенные внутренней активностью единицы бытия, образующие мир первичный, идеальный, умопостигаемый. Каждая монада есть единство материи и формы, тела и души.
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию гг. Основные направления и проблемы: 1. Деизм – критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей. 2. Атеистическо-материалистическое – отвергали саму идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. 3. Утопическо-социалистическое – занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.) Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии. Характерной чертой немецкой философии была техника философствования, которую можно назвать «работой с понятием», где вся мыслительная сила направлена на умозрительное, теоретическое раскрытие сущности универсальных проблем бытия с их последующим приведением в завершенную систему, что считается классическим методом философии и поэтому эта философия называется классической. Основными проблемами этой философии было исследование законов мышления, выявление границ человеческого познания, взаимодействие разума с действительностью и, в итоге, в качестве зерна той или иной концепции – роль разума в структуре бытия.