Центр содействия здоровью школьников
Тема: Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Жить– значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать. Всякая другая жизнь – смерть. В. Г. Белинский
Таблица: «Эмоциональные реакции родителей при взаимодействии со своим ребенком.» Мои реакции Редко ИногдаЧасто Очень часто Никогда Ситуации Яростный взрыв 50% Крик 33%67%При объяснении уроков Попытка перекричать ребенка 33%17%50% Прерывание ребенка 33%50%17% Настаиваю на своем мнении 17%50%33%Если точно знаю, что права Доказываю свою правоту 33% 17% Упреки 33%17%50% Ультиматумы 33%50%17%При проявлениях лени Сведение счетов 100% Наставления 33%50%17%Использую как часть воспитания Едкие замечания 33%
Анкетирование родителей: 1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете? 2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают? 3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете? Наиболее распространенные ответы: -Хвалю, в том числе за «5» -Отвлекаю от плохих мыслей -Занимаемся позитивными делами -Покупаю подарки -Предлагаю каждый день делать по 5 положительных дел -Вместе поем -Целую ребенка
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают? Наиболее распространенные ответы: -Когда не слушаю ребенка -Проявляет из-за недопонимания -«Проявляет характер » - Нет -Переживает за свое здоровье -Переживает по поводу предстоящей контрольной, в моменты ожидания оценки -Из-за плохих оценок
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры. Наиболее распространенные ответы: -Стараемся успокоить, ободрить -Рассказываем про свои оценки -Говорю, что у меня замечательные дети -Приводим ситуации из жизни -Личным примером -Ходим в храм, посещаем воскресную школу -Разговариваем о жизни, о любви, об уважении к людям
Сочинения учащихся: «Счастье моей семьи», «Счастье». Почти в каждом сочинении ребята отметили, что счастье – это, прежде всего, когда вся семья вместе, а дома царят мир и покой. Счастье, когда родные здоровы, когда хорошее настроение, когда тебя понимают и любят. Счастье, когда хорошо не только тебе, но и окружающим. А также для многих счастье, если рядом друзья, если все удается, если получаешь хорошие оценки. Ребята радуются, если в семье появляется малыш, если сбываются мечты, разрешают играть в компьютер или подключают Интернет. А для некоторых счастье – это возможность погрузиться в мир комиксов или книг. Счастье дарить подарки и видеть, как окружающие улыбаются. Счастье, когда мир на всей планете!
Анкета для учащихся (метод незаконченных предложений) Прочти внимательно предложение и продолжи его: 1. Я злюсь, когда мои родители… 2. Я радуюсь, когда мои родители… 3. Я счастлив, когда… 4. Я переживаю, когда… 5. Я возмущаюсь, когда… 6. Я протестую, когда…
1. Я злюсь, когда мои родители… - Меня ругают – 10 ч -Кричат -Не понимают -Не разрешают играть в компьютер -Проверяют дневник -Не слышат меня, не разговаривают со мной -Ссорятся
2. Я радуюсь, когда мои родители… - хвалят меня - 13 ч - с улыбкой на лице - дарят подарки - поддерживают - гордятся - соглашаются со мной - ходят со мной в кино
3. Я счастлив, когда… - У меня день рождения - Хорошие оценки - Хвалят меня - Я отдыхаю - Хорошее настроение - Все близкие рядом - Окончу музыкальную школу - Мне хорошо - Все получается - Катаюсь на роликах - Когда включен компьютер
4. Я переживаю, когда … Получаю плохие оценки – 5 ч Кто-то болеет Трагедия Объявляют оценки Люди ругаются Родители не отвечают на звонки Что-то не получается Сделаю ошибку Мама ходит на собрание С кем-то что-то случится Я соврала Спрашивают на уроке Задают много трудных заданий Делаю тесты, пишу к/ р
5. Я возмущаюсь, когда… На меня ругаются, кричат – 5 ч Я прав, а остальные доказывают свое Со мной спорят Нет настроения Пообещали, но не сделали Шумят в классе Не разрешают играть в компьютер Ссорюсь с друзьями Несправедливо относятся Меня не понимают
6. Я протестую, когда… Меня ругают, наказывают – 3 ч Что-нибудь не нравится Относятся несправедливо Обманывают меня Вокруг много народу Неправильно поставили оценку Много задают Дежурю два раза подряд Говорят, что я не права Спорят со мной Идет телепередача Дом-2 – 2 ч
Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка. Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка. Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните! 1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – «со мной что-то не так», «я - плохой». 2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. 3. Даже требования, вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой. 4. Научитесь слушать своего ребенка в радости и горести. 5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним. 6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям. 7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте. 8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом. 9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет. 10. Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой На ночь услышать доброе пожелание В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи Вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Желаем Вам успехов во всех Ваших начинаниях и благоприятной психологической атмосферы в Вашей семье