Ключевые компетенции учащегося В аспекте реализации компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий
Компетенция Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Ключевые компетенции Ключевыми называются компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ими должен обладать каждый член общества.
Ключевые компетенции Всё множество ключевых компетенций – образовательная, исследовательская, социальная, личностная и др. – складываются из четырех «кирпичиков»: это информационная, коммуникативная, проблемная и кооперативная.
Информационная компетенция (ключевая) Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно: - интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиций решаемой задачи; - делать аргументированные выводы; - использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; - структурировать имеющуюся информацию; - представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.
Коммуникативная компетенция (ключевая) Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно: - вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомости и т.п.), учитывая его особенности; - поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; - слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; - высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; - стимулировать собеседника к продолжению общения; - грамотно разрешать конфликты в общении; - изменять при необходимости свое речевое поведение; - оценивать успешность ситуации общения; - корректно завершать ситуацию общения.
Проблемная (по решению проблем) компетенция Проблемная компетенция, или компетенция по решению проблем, выражается в умении самостоятельно: - выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; - формулировать цель; - делить цель на ряд последовательных задач; - находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; - определять наиболее и наименее выигрышные для них; - предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; - реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; - в случает появления затруднений формулировать, осмысливать их и применять решение о выборе других путей и средств; - доводить решение проблемы до конца; - публично представлять результаты; - оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.
Кооперативная компетенция (работа в сотрудничестве) Кооперативная компетенция, или компетенция работы в сотрудничестве, выражается в умениях самостоятельно: - находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; - осуществлять коллективное целеполагание и планирование; - распределять задачи и роли между участниками группы; - действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; - координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; - анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; - осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; - осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Из этих элементарных ключевых компетенций в сочетании с определенными знаниями и специальными умениями складываются составные и комплексные компетенции, среди которых: самообразовательная (готовность к непрерывному образованию); валеологическая (здоровый образ жизни); информационно-технологическая (готовность пользоваться информацией); гражданская (готовность исполнять роль гражданина).