Философия средневекового феодального общества на Ближнем востоке. Философия феодального общества в Европе. Физические идеи средневековья Алхимия как феномен средневековой культуры.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Арабская культура впитывала в себя культуру завоеванных народов. Один язык особенно способствовал обмену и распространению культурных, научных и философских ценностей. Торговля и десятеричная позиционная система, Авицена ( гг.)из дуализма Аристотеля вывел идею со вечности материи и бога. Вершиной арабской философской мысли явилось творчество Аверроэса ( гг.). Он разработал теорию двух истин. В Коране имеется два смысла - буквальный и внутренний. Первый постигается богословием, второй - философией. –В учении Ибн Рушда Природа сама может творить свои частные формы. –Пантеизм Аверроэса - бог создал мир и теперь человек и природа предоставлены сами себе и развиваются по законам когда-то созданным богом и познают их. – До тех пор, пока в обществе господствуют представления о чуде- нет смысла искать объективные - независимые от чей либо воли законы.
ФИЛОСОФИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ. С Х111 века центр мировой культуры переходит в Западную Европу. Первые ростки возрождения мировой культуры в Европе пошли через монастыри Ирландии Качественно новый этап развития средневековой европейской культуры начался с созданием университетов. Основная философская дискуссия того времени развернулась вокруг учения Ибн Сины. Аверроэс критиковал тезис создания мира из ничего. Суть дискуссии была в том, что бог не творец материи, а ее серводвигатель. Идеалистическую трактовку Аристотелизма дал Фома Аквинский ( гг.). Он говорил о различие между человеческим разумом и сверх разумом бога. Другой важной проблемой Х1 - 1Х вв. Была проблема взаимосвязи единичного и общего. Как один бог может быть един в трех лицах? Сложились два направления - номинализм и реализм.
ФИЗИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. В период позднего средневековья Х1У - ХУ вв. складываются предпосылки для создания новой механистической картины мира. Одно из главных противоречий старой картины мира состояло в невозможности совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса (природа не терпит пустоты) с идеей бесконечности божественного всемогущества. Возникает понятие божественной пустоты (бог может создать все в чем нет противоречия). Философским основанием действительных чисел, призванных позже описать математически ньютоновскую физику явилась допустимость явления несоизмеримости как проявление божественного акта творения нового. Через несоизмеримость бог создает новое в мире. Религиозный мир устремлен в будущее царство божье. Это еще не идея само прогресса, развития мира, но это и не античная цикличность.
АЛХИМИЯ КАК ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Ритуал рассматривался как способ влияния на стихию. Ритуал предполагал помощь добрых и ограждение от злых сил. Мировоззренческая основа алхимии выражалась в следующих представлениях. сущность вещи усматривалась в ее производстве ( как и сущность мира в его творении богом) субстанция всех металлов одна. Различны лишь их формы взаимосвязь всего со всем неразличимость взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения анимизация мира (мир рассматривался как живой организм, в котором части представляли и заменяли собой целое) убеждение в том, что влиянием на часть можно изменять целое существуют безграничные возможности влияния на события мира, на вещи не только со стороны бога, но и со стороны некоторых избранных людей
Теоретическая модель алхимии выглядела следующим образом. Исходное материальное начало - первичная материя, она хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, минералы и металлы. Порожденные первоматерией тела уже не исчезают, но могут превращаться друг в друга. Между первичной материей и отдельными (порожденными ею) материальными телами лежат два промежуточных звена. Первое - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В ХУ в. к ним добавили еще третье начало - движение (соль). Второе звено - это состояния первоэлементов: земля (твердое состояние тела) ; огонь (лучистое состояние) ; вода (жидкое состояние) ; воздух (газообразное состояние) ; квинтэссенция (эфирное состояние). Алхимики считали, что в результате взаимодействия начал и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации тел. Необходимым моментом считались заклинания для привлечения потусторонних сил.