Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского
План 1. Общая характеристика эпохи Средневековья. 2. Схоластика. 3. Доказательства Бога Фомы Аквинского 4. Литература
Особенности эпохи Средневековья (5 -15 вв.) 1. Кроме рабского труда появляется феодальная зависимость. 2. Вместо демократической формы правления – императорская власть. 3. Переход от политеизма к монотеизму. Вывод: Ситуация всесилия одних и бессилия других.
Особенности средневековой философии 1. Резкое противопоставление разума и веры. 2. Обязательная включенность этических категорий в обсуждение любых философских вопросов. 3. Главной задачей философии становится соединение веры и разума для доказательства Бога.
Взаимоотношения философии и религии в Средневековье. «Философия стала служанкой религии»(Энгельс) Философия основывается на знании. «И царице свойственно пользоваться услугами служанок.(Дамаскин) Религия основывается на вере.
Средневековая философия в своем движении прошла три этапа Апологетика (2 в.) (апология – греч. защита) Тертуллиан Патристика (3-4 вв.) (патер –греч. отец) Августин Блаженный Схоластика (5-15 вв.) (от греч. школа) Фома Аквинский
Понятие времени в античной и средневековой философии. Античность 1. Время = вечности, т.к. первоначала не сотвори мы и неуничтожимы. 2. Вечность полна движения, поэтому изменения в вечности есть время. Время – это объективно существующая реальность (вне человека и его сознания). Средневековье Понятие вечности связано с Богом, являясь его атрибутом. Время – это характеристика происходящих в мире изменений. Время – субъективное понятие, существующее только в нашем сознании.
Понятие пространства в античности и средневековье Античность 1. Пространство – это некое место, ограниченное пределами. 2. Пространство вмещает в себя созданный Богом мир, Бог находится за пределами и внутри мира. Средневековье Бог находится за пределами мирового пространства, к нему не применимы понятия времени и пространства, т.к. А) бог создает пространство как некую ограниченность; Б) любые пространственные пределы ограничивали бы деятельность и могущество Бога.
Схоластика Схоластика - система образования, в рамках которой философия подчинена теологии, а способы доказательства бытия бога характеризуются соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой. Фома Аквинский (8 в.) считал, что собственное бытие Бога и есть Бог. Это бытие непостижимо для человеческого разума, и мы не можем знать, что есть Бог, но можно привести доказательства существования Бога.
Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского Причина движения мира. Связь причины и следствия. Связь необходимости и возможности. Существование высшего идеала. Телеологическое доказательство. Телеология – учение о цели и целесообразности существования мира.
В рамках схоластической философии сформировалось два течения Номинализм (от греч. имя) – философское учение, утверждающее, что общие категории и понятия существуют только в сознании. Номинализм отстаивал идею независимого существования природы, поэтому являлся скрытым материализмом. Реализм (от греч. вещественный) – философское направление, признающее существование общих понятий (универсалий) вне сознания человека. Самое общее универсальное понятие-Бог – невидимый, но постигаемый умом.
Заключение 1. В средневековой философии проблема бытия являлось основной. 2. Понятие бытия включает в себя Бога, творение и всеобщие элементы бытия (субстанция, материя, форма и т.д.)
Литература Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 88 – 99. История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 83 –92. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Наука, – С. 91 – 136. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь.: ПГПУ, – С 7598.