Влияние ландшафта на мироощущение человека
Шарль Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (1689 – 1755) Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а объективные причины морального и физического порядка, определяющие дух народа. Причинами этими являются климат, ландшафт, религия, законы, нравы и обычаи.. Если правитель понимает дух народа, то он сможет править справедливо, ведь у каждого народа своё понятие о справедливости. (Мысль об относительности справедливости – впервые в истории науки.
Элементы мироощущения Я / Мы Жизнь / Смерть Космос/ Хаос Свой/ Чужой
Человек Пустыни
Человек Пустыни: Космос/Хаос нет космического центра; нет границы космоса (хаос где-то есть, но его не видно); человек везде дома
Человек Пустыни: Свой/Чужой чужой идет навстречу из предполагаемого хаоса свой идет со мной в одном направлении
Человек Пустыни: Я/Мы ощущение индивидуального одиночества перед лицом Великой Пустыни; я сам отвечаю за свою судьбу; я НЕ отвечаю за судьбу другого
Человек Пустыни: Жизнь/Смерть жизнь принадлежит мне, значит и смерть принадлежит мне; уважение к чужой смерти
Человек Леса
Человек Леса: Космос/Хаос космос имеет четкие границы – опушка леса; нельзя повлиять на хаос личный космос – до ближайшего дерева, за которым может прятаться враг; человек всегда в ожидании опасности
Человек Леса: Свой/Чужой чужой появляется неожиданно; свой подает звуковой сигнал
Человек Леса: Я/Мы человек всегда в обществе предков, которые живут в деревьях; лес полон звуков: ощущение присутствия живого; нет ощущения индивидуального бытия
Человек Леса: Жизнь/Смерть после смерти душа уйдет в дерево и продолжит коллективную жизнь; смерть есть переход из одной формы существования в другую
Человек Моря
Человек Моря: Космос/Хаос море кормит – оно есть космос; моя полоска суши – граница между космосом и хаосом; хаос – суша за моей спиной; я охраняю границу
Человек Моря: Свой/Чужой свой приплывает, чужой приходит; в мире чужих больше, чем своих
Человек Моря: Я/Мы личная ответственность за сохранность границы; ощущение избранности божеством
Человек Моря: Жизнь/Смерть жизнь есть выполнение долга перед Космосом; смерть есть прекращение службы Богу, она нежелательна, но всегда почетна
Человек Гор
Человек Гор: Космос/Хаос хаос вместе с грехами остался внизу. В горах все космично, т.к. Боги рядом; человеку не нужно предпринимать усилий по поддержанию космического порядка; космичный Мир Гор должен приниматься человеком в первозданном виде
Человек Гор: Свой/Чужой в Мир Божественного Космоса чужой проникнуть не может – Боги не пустят; чужие живут «под Горой»
Человек Гор: Я/Мы на фоне «концентрации Божества» индивидуальное человеческое существование не имеет значения; единственная функция «Я» - молить Богов о «разрешении безмолвно присутствовать в божественном месте»
Человек Гор: Жизнь/Смерть после смерти тела душа отправляется «внутрь Горы» в ожидании новой жизни; Смерть есть «перерыв» между Жизнями
Человек Степи
Человек Степи: Космос/Хаос есть вектор движения: дорога, река (путь из Космоса в Хаос); есть точка пространственного отсчета: перекресток дорог (Центр Космичности); хаос – за границей Степи
Человек Степи: Свой/Чужой свой идет по дороге (вдоль оси координат); чужой срезает путь (мимо оси координат)
Человек Степи: Я/Мы индивидуальный выбор пути на перекрестке: у каждого своя дорога; личная ответственность за свой выбор; уважение к личному выбору другого человека
Человек Степи: Жизнь/Смерть смерть на дороге – покушение на мировой порядок; смерть вне дороги – личное дело каждого
Поиск совпадений: Космос/Хаос
Поиск совпадений: Свой/Чужой
Поиск совпадений: Я/Мы
Поиск совпадений: Жизнь/Смерть
Поиск совпадений Космос/Хаос Пустыня, Горы Лес, Степь Море Свой/Чужой Пустыня, Степь Горы, Море Лес Я/Мы Пустыня, Море, Степь Лес, Горы Жизнь/Смерть Пустыня, Лес, Горы, Степь Море
Выводы 1. Среди ландшафтных мироощущений между частями «четырехлистника» нет полных совпадений 2. Каждое из ландшафтных мироощущений является уникальным культурологическим явлением