Тема 2 Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим)
План 1. Досократовская философия 2. Классическая античная философия 3. Римско-эллинистическая философия
Основные этапы развития античной философии Античная философия Досократовская Философия VI-V в.в. до н.э. Классическая Философия V-IV в.в. до н.э. Римско- эллинистическая Философия III в. до н..э- IV в. н.э.
Вопрос 1. Досократовская философия Наиболее известные ранние философские школы Древней Греции: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) Школа пифагорейцев (Пифагор) Школа пифагорейцев (Пифагор) Школа Гераклита Эфесского Школа Гераклита Эфесского Элейская школа (Парменид, Зенон) Элейская школа (Парменид, Зенон) Атомисты (Левкипп, Демокрит) Атомисты (Левкипп, Демокрит)
Особенности: Ярко выраженный космоцентризм; Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; Поиск первоначала, породившего все сущее; Гилозоизм; Недискуссионный характер философских учений.
Фалес – основатель милетской школы. Основные взгляды: первоначалом всего сущего считал воду, представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде, считал центром вселенной Землю, точно определил продолжительность года – 365 дней, сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр Основные взгляды: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Анаксимен Основные взгляды: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем – в ил, затем – в почву, камень и т.д.); проводил параллели между душой человека («психи») и воздухом («пневмой») – «душой космоса».
Гераклит Эфесский. Основные взгляды: первоначалом всего сущего считал огонь, вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита), движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему», считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»), был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории, всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой разум, выступал за материальность человеческой и мировой души.
Пифагорейцы. Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора. Основные взгляды: Первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа), Выступали за познание мира через число (считали, что познание через число является промежуточным между чувственным и рациональным познанием), Считали единицу мельчайшей частицей всего, Пытались выделить «про то категории», которые показывали диалектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).
Элейская школа Основные взгляды: Изучали проблемы познания, Жестко распределяли чувственное познание (мнение, «доска») и высшее духовное идеалистическое познание, Были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала, Считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Школа атомистов Основные взгляды: Весь материальный мир состоит из атомов, Атом – мельчайшая неделимая частица, «первокирпичик» всего сущего, Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.), Между атомами существует пространство, заполненное пустотой, Атомы находятся в вечном движении, Атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Вопрос 2. Классическая философия Основные классические школы: Школа софистов (Горгий, Протагор, Фразимах) Школа софистов (Горгий, Протагор, Фразимах) Школа этического рационализма (Сократ) Школа этического рационализма (Сократ) Школа объективного идеализма (Платон) Школа объективного идеализма (Платон) Школа Аристотеля Школа Аристотеля Киническая школа (Диоген, Антисфен) Киническая школа (Диоген, Антисфен)
Основные положения философии Протагора: Вне человеческого сознания ничего не существует, Нет ничего раз и навсегда, Вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»), Окружающий мир относителен, Объективное (истинное) познание недостижимо, Существует только мир мнения.
Сократ Основные идеи: Основной метод Сократа получил название «майевтика». Суть майевтики в том, чтобы, благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины, Сократ ввел в свою философию метод в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы: добро, зло, любовь, счастье, честность, Философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Особенности: Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений («Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Государство», «Законы»). Платон является основателем идеализма.
Главные положения идеалистического учения Платона: Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование, Окружающий мир («мир вещей в действительности не существует, Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны, Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи, Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Основные положения гносеологии Платона: Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего, «чистые идеи» «Чистые идеи» невозможно понять с помощью чувственного познания «Чистые идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей идеалистическому познанию («дежа вю») Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи»
План государственного устройства Платона: Все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством
Философы и воины не должны иметь частной собственности Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают Не существует брака, все жены и дети общие Дети воспитываются в общественных детских домах, где проявляются их способности к различным видам деятельности Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен
Аристотель Содержание философской критики Платона: Согласно Аристотелю, не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является… Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще) – вторичной Дать ответ на вопрос о том, что такое бытие, Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – «высказывания»)
Согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. сущность (субстанция) количество качество отношение место время положение состояние действие страдание
Три уровня души, выделяемые Аристотелем: растительная душа, которая отвечает за функции питания, роста и размножения животная душа, отвечающая за те же функции (питание, рост, размножение) и, кроме того, за функции ощущения и желания разумная (человеческая) душа, которая, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира
Проблема человека. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека: человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных наличием мышления и разума.Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть в коллективе), и именно это качество приводит к возникновению общества Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство
Проблема государства в философии Аристотеля: Правильные формы государственного устройства (принцип легитимности): монархия аристократия полития (власть среднего класса) Неправильные формы государственного устройства: тирания крайняя олигархия охлократия (власть толпы, крайняя демократия)
Киническая философия: Главная цель кинического учения - это философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
Характерные черты философии и образа жизни киников: Свобода вне общества Отсутствие постоянного места жительства, скитания Паразитический образ жизни, попрошайничество Крайний аскетизм Замкнутость Непризнание авторитетов Отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам Концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах Радикализм, парадоскальность, скандальность
Вопрос 3. Римско- эллинистическая философия Наиболее известные философские школы римско-эллинистического периода: Школа стоиков (Сенека, Марк Аврелий Антониан) Школа стоиков (Сенека, Марк Аврелий Антониан) Школа скептиков (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик) Школа скептиков (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик) Эпикурейзм Эпикурейзм Эклектицизм (Марк Тулий Цицерон, Антиох) Эклектицизм (Марк Тулий Цицерон, Антиох)
Основная идея философской школы стоиков – – освобождение от влияния внешнего мира. Путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
Школа скептиков Основные идеи: Поднимается проблема критики знания; Делается вывод о том, что человек не может оценить истинность полученного знания; Основной философский метод и принцип – сомнение.
Учение Эпикура о человеке Основные положения: Своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям) Человек есть результат биологической эволюции Боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела Судьба человека зависит от него самого и обстоятельств, но не от богов
Душа является особым видом материи, она смертна, как и тело Человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни (эвдемонизм) Счастье человека состоит в удовольствии Под удовольствием понимаются отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия) Нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей)
Эклетицизм Основные идеи: Объединение различных философских учений и школ; Определена главная задача философии – «возделывание души человека», обучение искусству правильной жизни и формирование качеств гражданина.