Права потребителей на российском рынке Подготовила студентка группы 31УП Кузьмичева Кристина
Потребитель ГРАЖДАНИН имеющий намерение заказать или приобрести товар заказывающий, приобретающий товар использующий товар
Права потребителя возникают при заключении договоров: купли-продажи, в том числе розничной купли- продажи; продажи недвижимости; энергоснабжения; найма жилого помещения; подряда; проката; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя; возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных).
Система законодательства по защите прав потребителя: 1)Гражданский кодекс РФ 2)Закон «О защите прав потребителей». 3)Закон «О рекламе» 4)Закон «О сертификации» 5)Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
Потребитель имеет право на: компенсацию морального вреда качество информацию безопасность просвещение выбор
ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования,при их хранении, транспортировке и утилизации были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу.
ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ИНФОРМАЦИЮ Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых товарах (работах, товарах) и режиме его работы на русском языке ПРАВО НА НАДЛЕЖАЩЕЕ КАЧЕСТВО ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ Требования к качеству товара (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации, точному соответствию стандартам, условиям договора.
Срок годности- это период времени по истечению которого товар считается непригодным для использования по назначению, он является одним из показателей качества товара. Изготовитель обязан устанавливать срок годности на: - продукты питания; - парфюмерно-косметические товары; - медикаменты; - товары бытовой химии; - средства и изделия для гигиены полости рта; -табачные изделия.
ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Под моральным вредом понимаются устойчивые (а не временные) физические страдания и нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями.
ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ Обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также через организацию системы информации о правах потребителя
Закон предусматривает возможность предъявления требований по поводу недоброкачественного товара по выбору потребителя либо к изготовителю, либо к продавцу, либо к организациям, выполняющим их функции. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, при условии, что об этом недостатке он не был предупрежден заранее, вправе по своему выбору потребовать от продавца: - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом; - замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); - замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; - соразмерного уменьшения покупной цены; - расторжения договора купли-продажи.
Потребителю предоставлено право обменять товар в течение 14 дней с момента его передачи продавцом покупателю, если тот не подошел ему, в том числе, и по размеру. И при выполнении условия, что товар не был в употреблении у покупателя. Однако существует специальный перечень, ограничивающий виды товаров, которые могут быть возвращены или обменены на аналогичный товар другого размера, формы, габаритов, фасона, расцветки или комплектации. В этот перечень входят, в частности, сложные товары бытового назначения с установленным гарантийным сроком, а также электробытовые машины и приборы.
Товарный, кассовый чеки - документы, подтверждающие факт заключения договора купли-продажи товара. Отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий и не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Грамотный потребитель Всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы; Разумно распоряжается имеющимися средствами; Всегда читает инструкцию и следует ей; Сохраняет товарные, кассовые чеки. Гарантийные талоны и квитанции; Предъявляет только обоснованные претензии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!