Эпиграф Если тебе всё понятно, значит, ты застыл в своей профессии. Если тебя всё устраивает, значит, ты уже «умер». Если ты убеждён, что всё именно так и быть по-другому не может, значит, ты остановился в этой жизни.
Тема: Развитие языковой способности у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивно организованного обучения средствами логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения Учитель-логопед высшей квалификационной категории Бимеева О.А.
Тема отражает идею изменений, состоящую из 4 блоков: Не коррекция речевых недостатков, 1 блок а развитие языковой способности Не старший дошкольный возраст, 2 блок а младший дошкольный возраст Не традиционная форма обучения, 3 блок а форма инклюзивно организованного обучения Не логопедическая группа, 4 блок а логопедический пункт
профилактическая направленность (предупреждение закрепления и превращения речевых нарушений в стойкие) пропедевтическая направленность (предварительное обучение) Стадия реализации инновационной модели внедрение
Увеличение количества детей с речевыми нарушениями (60-80% от всех детей дошкольного возраста (О.В. Бачина, О.А. Степанова и др.)) Усложнение речевых нарушений (сочетание с неврологической и психологической симптоматикой) Увеличение числа практически не говорящих детей 3-х – 4-х лет (М.А. Поваляева)
Результаты собственных наблюдений (2011–2014)
Результаты собственных наблюдений (2011–2013 г.г.) Обследование речи детей 6-ти младших образовательных групп из 28–30 детей списочного состава каждой группы речевая норма только у 1–2 детей (6–7%) задержка речевого развития (ЗРР) у 8–10 детей (28–36%), «группа риска» (выраженные возрастные особенности речи) 15–20 детей (63–70%)
Дефицитарность языковой способности – основной дефект речи детей младшего дошкольного возраста с выраженной степенью вербальной недостаточности
Формируется только в процессе общения взрослого и ребёнка по поводу любой совместной деятельности Изменяется o с развитием языка в онтогенезе, o при целенаправленном обучении
1 мотив: Новая образовательная политика государства Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ (ст.79 п.2, п.4) «…получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья… может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
2 мотив: Большая ранимость речевой системы у детей 3-х лет второй критический период в развитии речевой функции рассогласованность в работе центральной нервной системы негативизм, протест, отказ от речевого общения возникновение заикания и ЗРР
Инклюзивно организованное обучение – включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся сверстников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое в свою очередь ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка
для детей: Максимально комфортные условия для оказания логопедической помощи детям 3-х лет психологические условия: активное проявление подражательности взрослым и сверстникам (подражательность сохранна даже у не говорящих детей) становление речевой деятельности максимально приближено к естественным возрастным физиологическим условиям коррекция нарушений речи происходит незаметно для самих детей социальные: знакомая группа (дети не перемещаются в логопедический кабинет) привычная социальная среда (коллектив сверстников)
для системы дошкольного образования: Увеличение пропускной способности логопедического пункта (100 человек и более против традиционного состава в 25 человек) Пересмотр режима рабочего времени учителя-логопеда логопедического пункта Уменьшение количества 5-ти летних детей, нуждающихся в коррекционной помощи в профиле логопедической группы
для учреждения: Экономичность Повышение эффективности работы логопедического пункта как структурного подразделения ДОУ Повышение компетентности воспитателей образовательных групп в вопросах речевого развития детей
Развитие языковой способности логопедическими средствами у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивно организованного обучения Цель связана с компонентами целостного педагогического процесса: педагогическими технологиями обучения и воспитания организацией учебно-воспитательного процесса
Системный эффект логопедического воздействия как подтверждение принципа «системного взаимодействия между различными компонентами языка и предвидения системного эффекта педагогического воздействия» (Р.Е. Левина)
Модель функционирования логопедического пункта ДОУ Особенности модели функционирования логопедического пункта в условиях использования инклюзивно организованного обучения:
Результаты инновационной деятельности за 2 года Устранение ЗРР, вызванной педагогической запущенностью – 100% Сглаживание патологической ЗРР – 100% Выявление и оказание своевременной коррекционной помощи детям «группы риска» – 100% Со стороны фонологического компонента языковой способности: коррекция нарушенных звуков раннего генеза – 100% вызывание звуков позднего генеза – 100% Со стороны синтаксического компонента языковой способности: активность речевой деятельности качество фразы соответствует возрастным нормам Со стороны семантического компонента языковой способности: наличие в речи грамматических категорий, соответствующих возрастным нормам
Люби ребёнка, которому помогаешь одолеть беду, и у него всё получится!