Цель – дать представление о категории бытия, ее философском смысле и специфике Задачи : 1. Образовательная : - Рассмотреть исторические представления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Урок 8 Тема урока: Основные атрибуты природного бытия.
Advertisements

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ. МАТЕРИЯ, СПОСОБЫ И ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ. СОЗНАНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И ДУХОВНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
ДЕ 3. Проблемы онтологии и гносеологии. Тема 12: Материальное единство мира §Философское понятие «материи» §Свойства, виды, структура материального мира.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Презентация по обществознанию по теме: Сознание
Тема: онтология План: План: 1. Философская категория бытия. Бытие и сущее. Основные формы бытия 1. Философская категория бытия. Бытие и сущее. Основные.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Бытие как объективная и субъективная реальность- обобщенная характеристика мира мир внутренне противоречив, изменчив и постоянен одновременно. Очертания.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
УЧЕНИЕ О БЫТИИ ПЛАН 1. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 2. ВИДЫ БЫТИЯ 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
Сознание..
Материя Эволюция представлений о материи в философии и науке. Понятие материи связывают с попытками древнегреческих философов найти основу многообразия.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Идеализм «Жалок тот, кто живет без идеала!» И.С.Тургенев.
Транксрипт:

Цель – дать представление о категории бытия, ее философском смысле и специфике Задачи : 1. Образовательная : - Рассмотреть исторические представления о бытии. - Познакомится в основными видами бытия ( материальное, духовное, « третий мир »). - Дать представление об основных мировоззренческих философских категориях. 2. Развивающая : развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою позицию. 3. Воспитательная : воспитывать интерес, активность, способствовать формированию мировоззрения.

БЫТИЕ = РЕАЛЬНОСТЬ НЕБЫТИЕ=НИЧТО

1. Мир физических явлений – атомы, поля, тела. 2. Мир психических явлений – различные состояния сознания. 3. Мир объективного содержания мышления « Третий мир » - модели, проекты, проблемы, научные гипотезы и теории.

Неживая природа Живая природа Общество Элементарные частицы Доклеточные организмы Индивид Ядра Одноклеточные организмы Семья Атомы Многоклеточные организмы Группа Молекулы ВидыЭтнические общности Макромир ПопуляцииГосударства Планеты и их системы БиоценозыСоюзы государств Галактики и их системы Биосфера в целом Человечество в целом

1. Протяженность – расположение материи в пространстве и времени. 2. Движение – изменение и взаимодействие вещей. 3. Системность – упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. 4. Способность к самоорганизации – возникновение « порядка из хаоса ». 5. Отражение – способность системы воспроизводить в себе свойства другой материальной системы при условии взаимодействия этих систем.

Сознание – один из самых неоднозначных объектов для изучения. Оно не воспринимается чувствами, т. е. не видимо неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т. д. Однако, не у кого нет сомнения, в том, что сознание существует. Следовательно, можно говорить об особом бытие сознания психическом или духовном.

Сознание объявляется высшей формой отражения как неотъемлемое свойство материи. Оно есть свойство высокоорганизованной биологической материи ( человеческого мозга ) отражать мир

Сознание понимается как первичное, достоверное бытие. Окружающие вещи существуют только в восприятий и мышлении. « Мы не можем знать, что случается со столом, когда мы от него отворачиваемся : может он превращается в кенгуру » Б. Рассел Какая из позиций вам ближе и почему ?

Сектор 1 – ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств. Сектор 2 – мышление, логический операции Сектор 3 – эмоции, чувства, переживания. Сектор 4 – высшие мотивы ( ценности, воображение, творчество ) Верхний сегмент ( по З. Фрейду ) отвечает за сверхсознательное ( правила поведения, общественные нормы ). Нижний за бессознательное ( инстинкты, комплексы, вытесненные переживания ).

Карл Поппер автор современных представлении о « третьем мире ». Его идеи схожи с идеями Платона и Гегеля, но лишены « божественной », « потусторонней » окраски. Поппер пытался решить проблему объективности научного знания. Знание по природе не материально, и так же всецело не относится духовному миру человека, по природе субъективному. Поппер определил « третий мир » как мир Продуктов человеческого духа ( теории, гипотезы, проблемы, мифы, рассказы, содержание газет, журналов, книг, компьютерных баз, интернета и т. д. « Третий мир » - продукт эволюции человека. Вначале возникает ( или существует изначально ) первый, материальный мир. Затем из природы выделяется человек и его сознание – второй мир. И человек самостоятельно творит « третий мир » мир « объективного духа », объективного знания, ценностей, науки, миром культуры в целом. Находящийся в центре человек общается как с первым миром ( воздействую на вещи ), так и с « третьем миром » изменяя его и ( или ) свое сознание. Концепция « третьего мира » находится на стыке онтологии и гносеологии, утверждая возможность существования знаний без познающего субъекта.

Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке называются категориями. Философские категории являются наиболее общими и охватывают мир в целом По Аристотелю По Канту По Гегелю Сущность Количество Качество Отношение Место Время Состояние Обладание Действие Страдание Количество : единство, множественность, цельность Качество : реальность, отрицание, ограничение Отношение : субстанциональность, причинность, взаимодействие Модальность : Возможность, действительность, необходимость Бытие – ничто Единичное – общее Причина – следствие Необходимость – случайность Возможность – действительность Содержание – форма Сущность – явление Часть – целое Качество - количество

Сущность – главное в предмете, то что определяет его. Явление – внешнее проявление характеристики предмета. Единичное – категория выражающая уникальность предмета. Общее - категория выражающая нечто единое в ряде предметов. Часть – составной компонент чего - либо. Целое – нечто единое ( система – целое состоящее из частей ). Порядок – строгое, организованное расположение чего - либо. Хаос – беспорядок ( энтропия, переход от порядка к хаосу ). Причина – явление вызывающее к жизни другое явление. Следствие – результат действия причины. Случайное – то, что может как произойти, так и не произойти. Действительность – то что реально существует. Возможность – то, что может возникнуть при определенных условиях.

Можно ли отождествить категории бытия и материи, бытия и мышления ? Какие философские позиции в итоге могут получиться ? В чем заключается специфика человеческого бытия ? Какому древнему философу принадлежит высказывание : « бытие есть, а небытия нет »? Объясните его смысл. Какими качествами обладает такое бытие ? « Язык дом бытия ». Кто из современных западных философов высказал эту мысль ? Поясните связь между словом, мыслью и бытием. Что является противоположностью категории бытия в философии ? Приведите примеры из истории философии. Назовите основные свойства и формы сознания. Что входит в структуру сознания ? Какие продукты человеческой деятельности составляют « третий мир »? Каким образом материальный мир взаимодействует с материальным миром и миром сознания ? Назовите основные категории философии. Дайте их краткие характеристики.