Итоговая работа По окончании курсов повышения квалификации «Психолого – педагогическое сопровождение детей в условиях ФГТ по системе М. Монтессори» Презентация дидактического пособия «Карточки для говорения речи» Воспитатели: Фирсова Анна Николаевна Егорова Виктория Алексеевна. Группа 6 «Звездочки» Петрозаводск 2014 год
Материал: Развивающие карточки по методу М.Монтессори - это наглядные изображения по разным темам :домашние животные, цветы, мебель. Данное пособие является основой интереса к «различению». Дети выбирают то, что им хочется, их предпочтения продиктованы внутренними потребностями психического развития. Ребёнок занимается выбранным предметом столько, сколько захочет, его поведение соответствует уровню зрелости сознания. Карточки распределены по темам. Каждая тема отмечена каймой определённого цвета: растения - зелёная, животные - красная, предметный мир людей - жёлтая. Это позволяет сформировать обобщающее понятие. В каждой теме несколько наборов, которые тоже обобщают предметы по какому-либо признаку. Возраст: с 3,5 лет Прямая цель: Карточки помогут пополнить словарный запас ребёнка, преодолеть сложности в обучении чтению. Косвенная цель: Ознакомление с окружающим миром, подготовка к письму, чтению, развитие коммуникативных умений. Контроль ошибок: контрольный кант, обобщающая картинка. Ощутимый контроль за ошибками приводит ребенка к тому, что он начинает во время упражнений использовать свой разум, свою оценку, направлять свое внимание со все большей заинтересованностью на точность, использовать свои умственные способности для выявления различий. Презентация: Дети свободно двигаются по комнате, подходят с столу, берут карточки и занимаются. Когда возникают вопросы - обращаются к педагогу. Тогда педагог проводит презентацию, основная из которых Трёхступенчатый урок. Педагог может и сам привлечь внимание ребёнка и предложить позаниматься с каким-либо материалом, но не навязывает его. Словарная работа: сирень,подсолнух,лилия,комод.
Основная презентация при работе с карточками - это трёхступенчатый урок. Педагог вместе с ребёнком раскладывает на столе карточки из одного набора. Например, это птицы. 1.СТУПЕНЬ. Ассоциация зрительного восприятия с именем (названием). Педагог чётко и ясно произносит: «Это пеликан, это чайка, и т.д. А всех этих животных называют – птицы. Они умеют летать по воздуху, их тело покрыто перьями, они откладывают яйца, из которых появляются маленькие птенцы, которых они кормят из своего клюва» 2.СТУПЕНЬ. Узнавание предметов с помощью соответствующих названий. С карточками производят разные действия. Педагог говорит ребёнку: Покажи, «Возьми голубя и положи на край стола» или «переверни сокола» или «спрячь чайку», - варианты могут быть разные. 3.СТУПЕНЬ. Запоминание имён с помощью соответствующего предмета. В последней части урока все карточки снова раскладываются на столе и педагог спрашивает, показывая определённую карточку: «Кто это? Назови всех этих животных!» Теперь уже ребёнок сам произносит все названия изображений. Упражнения: 1. Дефиниции (определение частей целого).2. На занятиях, связанных с изобразительным искусством, картинки используются как наглядный материал.3. Например, смешивают два или несколько наборов, а потом дают задание собрать их по темам, или на время кладут обобщающие карточки обратной стороной, а когда наборы собраны - переворачивают для проверки. 4. Проводят общий урок в круге и более подробно рассказывают о домашних животных, птицах, транспорте и т.д.