Презентацию подготовил учитель русского языка и литературы Трошева В.В.
«Демон» это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет ( ). Известно 8 редакций поэмы. Поэма «Демон» сперва была напечатана в Германии и только в 1856 была издана в России тиражом 28 экземпляров для членов царской семьи. Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее.
Поэма ходила по рукам в списках и производила на современников «потрясающее впечатление… Вся читающая Россия знала ее наизусть». Демон»это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия. Основной идейный пафос поэмы «Демон» возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет Белинский, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания… Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения». «Тамара и демон». Маковский К. Е.1889
Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. В поэме заключен глубокий психологический, философский, социальный смысл. К образу, олицетворяющему дух отрицанья, обращались многие европейские писатели: Мефистофель в «Фаусте» И.В. Гете, Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в «Каине» Дж. Байрона. В основе сюжета – стремление духа отрицанья и зла к добру и красоте. Это стремление рождается под влиянием любви, а финал поэмы говорит о недостижимости такой мечты по разным причинам: несовершенство мира и невозможность прийти к свету без покаяния и раскаяния. «Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, М. А. Врубель, 1890
Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, ещё одного Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает его одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а Демон сам страдает. Дьявол воплощает мир обыденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона побеждается красотой. Читатель верит в искренность раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду. «Демон сидящий» М.А. Врубель, 1890 год.
Суть главного героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями..
В поэме Лермонтова существуют два контрастных по своей сущности и по своему образному воплощению мира: мир Демона сфера чистого знания, бесплотной абстракции, холодной беспредельности космических пространств и мир Тамары земной природы, радости, красоты, исполненный живого, чувственного блеска. И трагедия Демона в разобщенности этих двух миров, мира «чистого разума» и живой, реальной действительности. В конечном счете эта разобщенность порождает ту катастрофу, которой завершается поэма. «Свидание Тамары и Демона», М.А. Врубель
Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность». «Демон, смотрящий на танец Тамары», М.А. Врубель
По своему философско-этическому содержанию образ Тамары равновелик образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одиночеством (как было в ранних, «байронических» редакциях), но и побежден в самый момент своей мнимой победы – ибо его жертва возвысилась над ним. Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все творчество Лермонтова конца 30 гг. Демон остался существом бунтующим и страдающим. В «Демоне» нашли наиболее ясное воплощение свойственные Лермонтову мотивы богоборчества. Они стали причиной запрещения поэмы к печати. В январе 1842 году поэма «Демон» подверглась цензурному запрету и не была напечатана в журнале «Отечественные записки». «Тамара и Демон», М.А. Врубель
Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. «Демон» – романтическая поэма: все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»: Главный герой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу Демон – личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою. Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на Вечность «Демон и ангел с душой Тамары», М.А. Врубель
Врубеля, как и Лермонтова, много лет преследовал этот «могучий образ». Широко открытые, бездонные, полные муки глаза… Воспалённые, запёкшиеся от внутреннего огня губы. Физическая мощь фигуры особенно подчеркивает беспомощность, детскость выражения лица с опущенными углами мягкого, немного безвольного грустного рта и детским выражением печальных глаз, точно он только что плакал. Юноша демон сидит на вершине горы и смотрит вниз, в долину, где живут люди. Вся фигура, взгляд выражают бесконечную тоску одиночества. Врубелевский Демон прекрасен и юн, полон сверхчеловеческой мощи и, как у Лермонтова, одинок, охвачен тоской. «Демон сидящий» (эскиз) «Демон сидящий», 1890 г.
Так же как поэма Лермонтова имеет несколько вариантов, так и Демон Врубеля представлен во множестве набросков и готовых работ, он многолик. После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть и в зрелые годы декламировал и читал избранные им произведения друзьям и близким. «Демон летящий» «Демон сидящий» «Демон поверженный»
Поэма «Демон» своеобразный итог дум Лермонтова о своем времени, о судьбе своего поколения. И скептицизм Демона могучее, действенное орудие отрицания современности, одно из свидетельств непримиримого отношения самого поэта и его любимых героев к постылой действительности николаевской России. Поэма «история души» главного героя. Но «история души» Демона является способом, формой решения социально-философских и политических проблем. В этом, по мнению Белинского, «детском, незрелом и колоссальном создании» «миры истин, чувств, красот».
Поэма Лермонтова "Демон" и ее влияние на русское искусство XIX века( russkoe-iskusstvo-xix-veka.html) russkoe-iskusstvo-xix-veka.html php lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/pulhritudova-demon.htm Пульхритудова Е. - "Демон" как философская поэма (1964)