Инновационная модель раннего психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха Жигорева Марина Васильевна, доктор педагогических наук,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
Advertisements

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
Презентация к уроку по теме: Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
1 Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования Артюшенко Наталья Петровна.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ЦЕНТРА ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ Тишина Людмила Александровна к.п.н., доцент.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Актуальность проблемы Отсутствие научно- обоснованных программ и технологий коррекционно- педагогической работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
По реализации направления «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Транксрипт:

Инновационная модель раннего психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха Жигорева Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Группы детей с нарушениями слуха глухие, слабослышащие, дети после кохлеарной имплантации(КИ) Дети раннего возраста каждой группы, имеют определенные различия, которые характеризуются рядом факторов: условиями овладения словесной речью, доминированием способов восприятия речи, возможностями общения с окружающими, и соответственно они нуждаются в особых условиях развития и воспитания.

Психолого-педагогическая помощь детям c нарушениями слуха с раннего возраста комплекс диагностических, коррекционно- развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром. В соответствии с данным определением психолого-педагогическая помощь представляет собой сложную многокомпонентную систему, которая, как любая система, обладает содержательными и структурными характеристиками.

Концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха раннего возраста Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями слуха Теоретико- методологическая база Цель Задачи Принципы Междис циплина рная команда специалистов: врачи, аудиолог, сурдопедагог логопед, специальный психолог, семья, социальн ый работник Организационно- методический компонент Мультидисциплинарные условия оказания помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха Для детей с нарушениями слуха: лечебно-оздоровительная служба, сурдоцентр, ПМПК, коррекционно- развивающая служба Для детей после КИ: медицинская служба, сурдоцентр, ПМПК, психолого- педагогическое сопровождение, техническое обеспечение Процессуально- технологический компонент Обеспечение практической реализации системы ранней помощи Для детей с нарушениями слуха Основные направления работы Для детей после КИ Этапы сопровождения и направления работы Профессионально- компетентностная составляющая Профессиональная подготовка специалистов Основные компоненты

Теоретико-методологическая база Целевая направленность психолого- педагогического сопровождения заключается в создании оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями слуха и взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются : стимуляция потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха раннего возраста в процессе специально организованного коррекционно- развивающего воздействия; формирование и развитие соответствующих возрасту основных видов детской деятельности; преодоление недостаточности психических функций; формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи; разработка инновационных технологий, повышающих эффективность коррекционного воздействия.

Подходы к организации, содержанию, реализации психолого- педагогического сопровождения детей раннего возраста с нарушениями слуха Междисциплинарный подход. Принцип комплексности. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип коммуникативной направленности. Значимость организованного взаимодействия с семьей. Усиление динамизма психологической поддержки. Онтогенетический принцип. Принцип развивающего обучения. Создание слухоречевой среды.

Организационно-методический компонент Для детей с нарушениями слуха Мультидисциплинарные условия оказания ранней психолого- педагогической помощи детям с нарушениями слуха Лечебно- оздоровительная служба Сурдоцентр ПМПК Коррекционно -развивающая служба Социал ьная служба Женская консультация, роддом Детское отделение больницы Детская поликлиника ДОО Группы: Кратковременного пребывания; консультативно- диагностические пункты Психологические центры

Процессуально-технологический компонент Для детей с нарушениями слуха Направления работы Виды деятельности Диагностическое осуществляется диагностическая деятельность обеспечивающая: определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста параметров развития, как в целом, так и по отдельным линиям; состояние слуха и время потери слуха, уровень развития речи Коррекционно- развивающее разработка и реализация коррекционно-развивающих программ; формирование и развитие соответствующих возрасту основных видов детской деятельности (речевое развитие; развитие общей и мелкой моторики; сенсорное развитие; развитие предметно- игровой деятельности; формирование навыков самообслуживания);работа по развитию слуха и формированию произношения, психологическая поддержка. Профилактическое Осуществление системы мер по предупреждению возникновения нарушений Консультативное реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс Информационно- просветительское привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования

Организационно-методический компонент Для детей после кохлеарной имплантации (КИ) Мультидисциплинарные условия оказания ранней психолого- педагогической помощи детям с нарушениями слуха Медицинская служба СурдоцентрПМПК Психолого- педагогическое сопровождение Т ехническое обеспечение и сервисная поддержка систем КИ ДОО Консультативно- диагностические центры, Центры развития Женская консультация, роддом Детское отделение больницы, клиники Научные организации (НИИ) и др. Группы: кратковременного пребывания

Процессуально-технологический компонент Для детей после кохлеарной имплантации (КИ) Этапы сопровождения и направления работы Диагностический (дооперационный) Операционное вмешательство Основной реабилитационный (послеоперационный) Первичная диагностика; заключение комиссии по отбору кандидатов на операцию; повторное обследование (при отсутствии медицинских противопоказаний);психологическая поддержка Хирургическая операция и послеоперационное наблюдение Сурдологическая, клинико-диагностическая помощь – оценивается возможность послеоперационной реабилитации, осуществляется проектирование содержания работы. Техническое обслуживание – плановые настроечные сессии. Коррекционно-развивающая работа –слуховая (выработка условных реакций на звук, формировать умение локализовать направление звука, развитие фонематического слуха), восприятия; работа над устной речью, развитие речи Психологическая помощь-развитие двигательной активности, внимания, памяти, стимуляция эмоционально-волевой сферы. Консультативная, просветительская работа с родителями - советуют как организовать речевую среду проводить занятия, ухаживать за КИ.

Профессионально-компетентностная составляющая высокий уровень базовой подготовки специалистов в области специальной помощи детям с нарушениями слуха; наличие у специалистов знаний из смежных профессиональных областей; владение основами коррекционно-развивающих технологий; наличие у специалистов профессионально значимых личностных качеств. В данной связи, важным звеном многоуровневой системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха является профессиональная подготовка специалистов, работающих в данной области.

Концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха раннего возраста Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями слуха Теоретико- методологическая база Цель Задачи Принципы Междис циплина рная команда специалистов: врачи, аудиолог, сурдопедагог логопед, специальный психолог, семья, социальн ый работник Организационно- методический компонент Мультидисциплинарные условия оказания помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха Для детей с нарушениями слуха: лечебно-оздоровительная служба, сурдоцентр, ПМПК, коррекционно- развивающая служба Для детей после КИ: медицинская служба, сурдоцентр, ПМПК, психолого- педагогическое сопровождение, техническое обеспечение Процессуально- технологический компонент Обеспечение практической реализации системы ранней помощи Для детей с нарушениями слуха Основные направления работы Для детей после КИ Этапы сопровождения и направления работы Профессионально- компетентностная составляющая Профессиональная подготовка специалистов Основные компоненты

Благодарю! Марина Васильевна Жигорева