Основа классификации - форма проявления религиозности (трансперсональный опыт). Религии с доминированием перинатально- архетипических переживаний Религии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Advertisements

Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда, был творцом одной из древнейших религий. На теперешний момент – одна из трех мировых религий. Зародилось.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Тема урока: Познание. Медведева Вероника Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ Краснооктябрьская сош Челябинская область, Аргаяшский район.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Древнеиндийская философия. Буддизм
Будда и Буддизм.. Будда, кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Понятие нирвана в философии буддизма Выполнили студентки 21 группы Факультета пищевых технологий ОмГАУ им. П.А. Столыпина: Василенко Т. А. Самсонова Т.
В VI V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных.
Будда и Буддизм. Будда,кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Будда и Буддизм.. Будда, кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Работу выполнили ученики 10 Б класса Акопян Карен, Аркания Георгий и Андрей Бельский.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Транксрипт:

Основа классификации - форма проявления религиозности (трансперсональный опыт). Религии с доминированием перинатально- архетипических переживаний Религии чистого опыта в качестве конденсированного выражения самой сущности религиозного феномена как трансперсонального опыта Догматические религии или религии откровения – так их можно назвать в силу трансформации в них идеи базового религиозного опыта в идею харизмы

Основные источники даосизма – «Дао дэ цзин» (IV-III вв. до н.э., Лао Цзы), Чжуан-цзы (IV-II вв. до н.э.). Основное понятие даосизма - понятие Дао. Дао бестелесно и не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно, бесконечно и вечно, пусто, но неисчерпаемо. Оно - прародитель всего (Сокровенная Самка Поднебесной, Великая Мать. Отсюда – культ женственного). Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Само Дао находится в бесконечном циклическом круговращении: не достигая предела оно вновь устремляется к истоку (Инь-Ян). Дао - высший закон бытия, но не бытие, как таковое; оно вне бытия, за его пределами, но это не Бог, не сверхъестественная сила, ибо Дао естественно, хотя и непостижимо. Дао присуща благая мощь Дэ, посредством которой оно проявляет себя в мире. «Дао рождает, Дэ вскармливает» («Дао дэ цзин», § 51). Принцип действия Дао – спонтанность. Все поступки даосского мудреца спонтанно порождаются его интуитивной мудростью, не нарушая гармонии с окружающей средой (образ Престарелого Младенца). «Контроль сознания над пневмой дарит силу» («Дао дэ цзин», § 55). Учение даосизма и соответствующая религиозная практика связаны с идеями обретения бессмертия (выращивание нового бессмертного тела в теле адепта в процессе «внутренней алхимии»).

Основные источники индуизма – разнотипные тексты ведической традиции Шрути ( гг. до н. э.): Веды (1000 г. до н. э.), Брахманы ( гг. до н.э.), Упанишады, арманьяки («лесные книги»), эпическая литература и т. д. Традиционные школы (даршаны) индуизма - миманса/веданта, ньяя/вайшешика, санкхья/йога. Основные понятия – карма (сансара), атман, мокша (нирвана). Эмпирическое существование всех живых существ регулируется законом кармы, т. е. причинно-следственных отношений, распространенных на сферы психики и морали. Сама природа кармический обусловленных рождений- смертей полагает доминирование страдания как фундаментальной характеристики существования. Это безначальное и бесконечное чередование рождений-смертей под воздействием закона кармы называется на санскрите сансарой. Освобождение от сансары достигается направленной перестройкой сознания в процессе йогического делания. Атман (букв. Возвратное местоимение «себя») – абсолютный субъект, никогда не могущий стать объектом. Тело, мысли, чувства – не атман; тот, кто говорит «я», и есть атман. Его нельзя определить (только отрицательно), нельзя познать обычными способами. Атман раскрывается, само обнаруживается только в процессе йоги. Некоторые упанишады рассматривают атмана как другое название Абсолюта, Брахмана. Именно познание атмана в процессе йогической практики – ключ к обретению мокши, нирваны.

Основные источники – сутры (Сандхинирмочана сутра – Сутра развязывания узла глубочайшей тайны и др.). В основе доктрины - личный йогический опыт принца- отшельника Сиддхартхи Гаутамы. Две основные школы – Хинаяна (тхеравада) и Махаяна. Четыре благородные истины: Существование есть страдание (дукха) Причина страдания – желания (тришина, танька) Есть состояние не-страдания (нирвана) Есть путь, ведущий к нирване (Благородный Восьмеричный путь, ария аштанга марго) Анатмавада (учение об отрицании души-Атмана): личность (пудгала) не является простой сущностью (атманом), а превращается в пространственно- временной континуум дхарм. Дхармы не являются субстанциями. Каждая дхарма «держит» единственный собственный признак, неотличимый от своего носителя. Огромную роль играет закон кармы. Тем не менее, в буддизме нет учения о переселении душ. Повторные смерти-рождения объясняются через представление о трансформации дхармического комплекса. Буддизм, в отличие от индуизма, категорически не принимает идею Бога- творца и промыслителя мира (Ишвары). В основе йогической практики. Ведущей к достижению состояния будды и обретению нирваны, лежит созерцание (визуализация).

Дзэн-буддизм представляет собой уникальное смешение философских систем: Типично японский образ жизни Даосская любовь к простоте, естественности и спонтанности Всеохватывающий прагматизм конфуцианства Значение имеет одно лишь просветление (Сатори), и не уделяется ни малейшего внимания какому-либо объяснению и истолкованию последнего. Просветление в дзэн означает не удаление от мира, а, наоборот, активное участие в повседневных делах. Специфическая особенность дзэн – техника «непосредственного воззвания». Методы непосредственного указания истины (кит. Гуньань, яп. Коан) при помощи внезапных спонтанных реплик или действий делают очевидной парадоксальность понятийного мышления. Они предназначены для того, чтобы остановить мыслительный процесс и подготовить ученика к непосредственному постижению действительности. Существует две основные школы, обладающие разными подходами к достижению просветления. Школа Риндзай или «внезапная» использует для просветления коаны и уделяет особое внимание периодическим беседам ученика с учителем – Саньдзэн; опытный наставник может распознать то состояние ученика, в котором он находится на грани просветления, и «втолкнуть» его в сатори при помощи неожиданного поступка – удара палкой или крика. Школа Сото или «постепенная» избегает шоковых методов. В любой школе первостепенное значение придается сидячей медитации – Дзадзэн, кроме того. Дзэн оказал огромное влияние на все стороны образа жизни японцев (живопись, каллиграфия, чаепития, составление букетов и т.д.)

И восточная философия, и современное естествознание стремятся к непосредственному познанию объективной реальности. Познающий субъект не противопоставлен этой реальности, а включен в нее. Например Восточная философия: упанишады учат пути, ведущему к освобождению, обретаемому через переживание единства атмана и Брахмана в йогической практике (техника визуализации в даосизме, восемь уровней созерцания (дхьяна) в буддизме и др.). «Что беззвучно, неуничтожимо, не имеет формы, к чему нельзя прикоснуться, Что не имеет ни вкуса, ни запаха, что неизменно, Без начала, без конца, выше, чем великое, устойчивое – Постигнув Это, освободишься из пасти смерти» «Катха Упанишада», Современное естествознание: изменение методологических установок научного познания – невозможность провести резкую границу между объектом и прибором.

И восточные традиции, и современное естествознание характеризуются сильной эмпирической ориентацией. С одной стороны, это мистический опыт, с другой – научный эксперимент. Например Восточная философия: личный мистический опыт служит основой всех знаний в религиях чистого опыта. Д. Т. Судзуки пишет о буддизме: «Личный опыт – основа буддийской философии. В этом отношении буддизм представляет собой радикальный эмпиризм или экспериментализм, каким бы диалектическим не было рассмотрение значения достигнутого просветления». On Indian Mahayana Buddhism. E. Conze (ed.). New York: Harper & Row Джозеф Нидэм подчеркивает важность эмпирического подхода даосов в работе «Наука и цивилизация в Китае» и утверждает, что именно это отношение к личному опыту сделало даосизм основой развития китайской науки и техники. Ранние даосские философы, согласно Нидэму, «удалялись в глушь, в леса и горы, чтобы медитировать о Порядке Природы и наблюдать ее несметные проявления». Тот же дух отражается в дзэнских строфах: «Тот, кто хочет постичь значение природы Будды, должен наблюдать за соотношениями Времен года, причин и следствий». Needham, 1. Science and Civilization In China. Cambridge, Eng.i Cambridge University Press Современное естествознание: основа и критерий познания – научный эксперимент.

Принципиальная повторяемость опыта как источника знания. Например Восточная философия: никакое мистическое обучение не сможет продвигаться без повторяющихся откровений. В рамках обучения в дзэнских монастырях ежедневно на протяжении нескольких часов практикуется сидячая медитация – ДЗАДЗЭН. Первое, что узнает новичок, – как занять правильное положение и правильно дышать при медитации. В дзэн направления Риндзай ДЗАДЗЭН используется для того, чтобы подготовить интуитивное сознание к постижению смысла КОАНА, а школа Сото считает его важнейшим методом подготовки созревания ученика и его продвижения к САТОРИ. Более того, ДЗАДЗЭН рассматривается в качестве действительного осознания учеником своей природы Будды; душа и тело сливаются в гармоническом единстве, выше которого нет ничего. Как говорится в одном дзэнском стихотворении: "Сижу в тишине, ничем не занимаясь. Приходит весна, и трава растет сама по себе». Watts, A. W. The Way of Zen. New York: Vintage Books Современное естествознание: ни один естественнонаучный закон не будет признан наличествующим без устойчиво повторяющихся в определенных условиях фактов.

Большое значение имеет непосредственное интуитивное постижение истины – интеллектуальная интуиция в науке и мистическая интуиция в восточных религиях. Например Восточная философия: мистическая интуиция предварительно подготовленного йогической практикой сознания в восточной религиозной традиции. Всем нам знакома ситуация, при которой мы забываем имя человека или название места, или еще какое-то слово, и не можем вспомнить его, несмотря на полное сосредоточение. Оно «вертится у нас на языке» до тех пор, пока мы не сдадимся и не начнем думать о ком-то или о чем-то еще, и вот внезапно, молниеносно мы вспоминаем это имя или слово. Мышление безмолвствует при этом. Это явление носит характер непосредственного интуитивного постижения. Этот пример, в котором мы забываем что-то, особенно уместен для буддизма, придерживающегося взглядов, согласно которым, наша изначальная природа – природа просветленного Будды, и мы всего лишь забыли ее. Последователей дзэн-буддизма просят открыть свое «первоначальное лицо», и во внезапном пробуждении памяти об этом лице для них и заключается просветление. Современное естествознание: в качестве наиболее известного примера интеллектуальной интуиции можно привести открытие Д. И. Менделеевым периодического закона во сне. Норберт Винер в своих воспоминаниях рассказывает о том, что идея создать оптический прибор для гармонического анализа возникла у него в сознании в тот момент, когда он находился в театре. Другие примеры – это предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений ) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.

Признание несовершенства языка и несостоятельности понятийного мышления для истинного описания объективной действительности. Например Восточная философия: восточные мистики поэтому делают упор на восприятие реальности, а не ее описание. «Для того, чтобы рассказать о своих внутренних ощущениях, нам нужны слова, хотя происхождение этих ощущений не имеет никакого отношения к языку. Если Вы никогда не задумывались об этом раньше, это противоречие покажется Вам парадоксальным». Д. Т. СУДЗУКИ Современное естествознание: физики говорят об ограничениях в применении модели физического явления или процесса. «Здесь проблемы, связанные с языком, действительно серьезны. Мы хотим как-то рассказать о строении атома... Но мы не можем описать атом при помощи обычного языка». В. ГЕЙЗЕНБЕРГ «Пока математические законы описывают действительность, они неопределенны, когда они перестают быть неопределенными, они теряют связь с действительностью». А. ЭЙНШТЕЙН Физики знают, что при помощи их аналитических методов и логики нельзя описать сразу все природные явления, поэтому они выделяют определенную группу явлений и пробуют построить модель для ее описания. При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не соответствует реальной ситуации полностью. Явления, которые не принимают во внимание, либо столь незначительны, что их рассмотрение не дает ничего существенно нового, либо просто еще не известны в момент создания теории.

Выводы физиков о том, что каждая частица представляет собой лишь вероятностную схему существования более мелких частиц в пространственно-временном континууме, совпали с давно устоявшимися представлениями буддистов (Нагарджуна) о пустоте как сущности мира (шуньята). Методологической основой мысли Нагарджуны стала буддийская доктрина причинно зависимого происхождения – пратитья самутпада. Из утверждения, что все сущее (все дхармы) является причинно обусловленным и нет ничего беспричинного, Нагарджуна делает вывод о том, что ни одна дхарма, ни один элемент опыта ни существуют сами по себе, не обладают собственным бытием (свабхава) и собственной сущностью. Любой элемент существует лишь за счет своей связи со всеми прочими элементами – он не что иное, как эфемерное образование, порожденное совокупностью вызвавших его к существованию причин и вне этой цепи причин и следствий не имеющее никакого бытия. Следовательно, все дхармы, все элементы "действительности" – всего лишь фантомы и видимости, бессущностные проявления причин и условий. Ни один из элементов, говорит Нагарджуна, не имеет бытия, ибо его бытие заимствовано y других элементов, в свою очередь также заимствующих его, а это отнюдь не подлинное бытие, подобно тому, как деньги, взятые в долг, отнюдь не являются богатством. Соответственно, все элементы и состоящие из них образования бессущностны, пусты. Отсюда второе название философского учения Нагарджуны – шуньявада, то есть учение о пустоте (шунья, шуньята).

Объясните, в чем смысл следующих коанов? Можно ли дать им научную интерпретацию? 1. «МУ!» Однажды, сотни лет тому назад, в Китае некий монах пришел к Дзэсю – прославленному учителю дзэн и спросил: «Обладает ли собака природой Будды?», на что Дзэсю ответил: «Му!» (буквально «нет!»). 2. Хлопок Хлопок – звук от двух ладоней. Каков же звук от одной? 3. Лицо Каким было твое первоначальное лицо до твоего рождения? 4. Капля воды Наставник дзэн по имени Гисан попросил юношу-ученика принести ведро воды, чтобы остудить ванну. Юноша принёс воду и, вылив в ванну сколько нужно для охлаждения, выплеснул остаток на землю. - Болван! - закричал на него учитель. - Почему же ты не отдал остаток воды растениям? Да и есть ли у тебя право выбросить в этом монастыре хоть каплю воды? В это мгновенье ученик постиг дзэн. Он сменил своё имя на Тэкисуи, что значит «Капля воды».

Объясните, в чем смысл следующих коанов? Можно ли дать им научную интерпретацию? 5. "Вымой миску" Монах сказал Дзёсю: "Я только что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня". - А ты уже поел рисовой каши? - спросил Дэёсю. - Поел, - ответил тот. - Так вымой лучше миску, - сказал Дзёсю. В этот миг монах обрёл просветление. 6. Посох Басё Басё сказал ученику: "Если у тебя есть посох – я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу. 7. Чашка чая Нан Ин, японский мастер д., живший в эру Мэйдзи ( ), принимал как- то у себя профессора университета, пришедшего расспросить его о дзэн. Нан Ин разливал чай. Налив гостью полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, воскликнул: - Она же полна. Больше не входит! - Вот как эта чашка, ответил Нан Ин, - и Вы наполнены своими суждениями и мнениями. Как же я могу показать Вам дзэн, пока Вы не опорожните свою чашку?