ЛЕКЦИЯ 4 КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: СОФИСТЫ, СОКРАТ, ПЛАТОН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы философии Тема 4 Платон Обоснование идеализма МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Advertisements

Основы философии Тема 4 Платон Обоснование идеализма МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Философия Платона
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 5. Проблема бытия в ранней античной философии.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Философские взгляды Платона. Краткая биография Платон родился в 428 или 427 году до н.э., в первые годы Пелопонесской войны. Он был богатым аристократом,
Истина и ее критерии Урок обществознания в 10 классе С.В.Зверева.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 4 КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: СОФИСТЫ, СОКРАТ, ПЛАТОН

План занятия 1. Особенности философии софистов 2. Философия Сократа 3. Философия Платона

СОФИСТЫ Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физика и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества.

СОФИСТЫ Софисты выдвинули на первый план проблему воспитания, и педагогическая деятельность приобрела новое значение. Они провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании.

СОФИСТЫ Софисты провозгласили свободу духа в противовес традиции, нормам и кодификациям, продемонстрировав тем самым неограниченную веру в разум

ПРОТАГОР Родился приблизительно в период между годами и умер в конце V в. до н. э.

ПРОТАГОР "Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют" В сочинении "Антилогии", где показано, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому", что можно приводить доказательства и последовательно их аннулировать, значит, "речь идет о том, чтобы научить критике и умению обсуждать, вести спор, организовать турнир доводов против доводов".

ПРОТАГОР По Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей и блага. Тем не менее существует нечто, что более полезно и приемлемо, а потому более уместно. Мудрец это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в своей точке зрения и реализовать это полезное.

ГОРГИЙ г. до н. э. Теоретическое открытие Горгия состоит в обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. Риторика – это искусство убеждения, т.е. того, что использует возможности слова. Это искусство в Греции V столетия было подлинным «штурвалом в руках государственного деятеля»

ПРОДИК Родился на Кеосе около г. до н.э.

ПРОДИК Продик был учителем спора. (Сократ шутливо называл его "мой маэстро".) Предлагаемая им техника основывалась на синонимии, т.е. различении синонимов и точном определении оттенков смысловых значений. Такая техника немало повлияла на методологию Сократа по части исследования того, "что есть это", т.е. сущности различных вещей.

Платон Обоснование идеализма Эйдос как гипостазированная универсалия Эйдос как умопостигаемая сущность Вечность (бессмертие) души Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей Онтологическая аргументация Гносеологическая аргументация Критика сенсуализма Познание как припоминание Аксиологическая аргументация Корни платоновского идеализма Сократ: «Познай самого себя» Пифагорейцы: числа как первоначала бытия Онтология, гносеология и аксиология Платона Мир вещей и мир идей Психологические предпосылки идеализма Концепция эйдоса и обоснование идеализма Концепция эйдоса Обоснование идеализма

Платон Обоснование идеализма Милет Эфес Элея Абдеры Афины

Платон Обоснование идеализма Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей Платон (428/ /347) Основные сочинения

Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Платон (428/ /347) Сократ ( )

Корни платоновского идеализма Сократ Сократ ( ) Познай самого себя (γνώσι σεαυτον) Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно приписываемая одному из «семи мудрецов» древности.

Корни платоновского идеализма Сократ Сократ представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли. Гегель. «Лекции по истории философии».

Корни платоновского идеализма Сократ Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя») Определение понятий как способ постижения сущности вещей Сократический метод: майевтика (повивальное искусство) Добродетель как знание блага Сократ ( )

Корни платоновского идеализма Сократ Платон. «Апология Сократа». Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь? Сократ ( )

Корни платоновского идеализма Сократ Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Архит (IV в. до н.э.) Филолай (V в. до н.э.)

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение душ) Пифагор (VI в. до н.э.)

Онтология Платона Мир вещей и мир идей Гераклитов мир вечного становления Парменидов мир неизменного бытия Мир вещей Мир идей

Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли соответственно нашим целям.

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Вещи ИдеиАргументы Чувственно воспринимаемы Умопостигаемы Онтологические Ущербны СовершенныАксиологические Единичны Универсальны Гносеологические

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Белизна Теплота белая тёплая белый Снег Лебедьбелый Облакобелое Деньтёплый Водатёплая Комнататёплая Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Гипостазирование (греч. υπόστσις, сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).

всегда бывает причастен белым причастна причастен сама по себе причастна сама по себе причастно причастен Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Снег Лебедь Облако белизне День Вода Комната теплоте Белизна Теплота белая тёплая

Онтологические Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически. Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Вещи ИдеиАргументы Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Сложны, делимы Просты, неделимы

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически. Всё это и значит, что общее (идеи) обладает онтологическим приоритетом сравнительно с чувственно воспринимаемыми (материальными) единичными вещами. Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Вещи ИдеиАргументы Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Просты, неделимы Сложны, делимы

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному. Материализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному.

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Белый снег можно видеть, тепло воды – воспринимать посредством осязания, но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя – идеи белизны и теплоты можно только мыслить. Но откуда и как появляются у нас эти мысли?

Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма '51" '34" '57" '45" '16" Сумма углов Треугольник Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью.

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Так обстоит дело потому, что действительными объектами этого знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь лишь мнение). Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи), а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы. Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно и не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода, остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия, т.е. ещё до рождения.

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души Но тогда и носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела и, значит, будет существовать и после его смерти. А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты. С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.

Гносеологические Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически. Мысль о простом и неизменном логически первична. Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Вещи ИдеиАргументы Изменчивы, преходящи Неизменны, вечны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Сложны Просты Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.

Мысль о простом и неизменном логически первична. Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически. Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению. Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Вещи ИдеиАргументы Изменчивы, преходящи Неизменны, вечны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Сложны Просты Поскольку, таким образом, знание идей предшествует знанию вещей (а не наоборот), то и объекты такого знания, т.е. идеи, должны предшествовать объектам чувственного восприятия, т.е. вещам.

Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету, выражая его коренную природу; без него данный предмет существовать не может (или не может быть самим собой). Несущественный признак может принадлежать, а при некоторых условиях может и не принадлежать данному предмету. Собственный признак присущ всем предметам данного класса, но не входит в число существенных признаков, а только выводится из них. Несобственный признак не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем предметам данного класса. Отделимый несобственный признак не выводится из существенного признака и присущ только некоторым предметам данного класса. Неотделимый несобственный признак не выводится из существенного признака, но присущ всем предметам данного класса. Классификация признаков Признак – это всё то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.

Аксиологические Вещи ИдеиАргументы Множественны, единичны Уникальны, универсальны Суть комплексы акциденций Несовершенны (ущербны) Суть сущности Совершенны Подражают образцу Служат образцом Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Вечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное, образцовое имеет бóльшую ценность, чем преходящее, изменчивое, повторяющееся, единичное, зависимое, ущербное, подражательное. Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей. Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид) – термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»; у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα ).

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА Самой наивысшей идеей является идея блага Идея блага составляет мировую душу Мировая душа придает движение и активность космосу Индивидуальная душа (душа человека) сродни мировой душе

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА ДУША ЧЕЛОВЕКА Душа человека не зависит от тела – может переселяться из одного тела в другое. Бессмертна. Основная деятельность души – припоминание.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА ЧЕТЫРЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ 1-е основано на принципе противоположности (одна противоположность возникает из другой) 2-е строится на основе теории воспоминания. 3-е основано на положении о тождественности идеи и души. 4-е вытекает из утверждения, что душа содержит в себе начало жизни, а то что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т.е. оно не может быть смертным.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА «КОЛЕСНИЦА ДУШИ» У человека Платон выделяет два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Низшая душа представлена двумя частями: низшая благородная часть души низшая вожделеющая душа

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПЛАТОНА ПРЕОБЛАДАНИЕ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ ДУШИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СОСЛОВИЯНАРОДЫ РАЗУМНОЙМУДРЕЦЫ И ФИЛОСОФЫ АРИСТОКРАТЫ ПРАВИТЕЛИ ГРЕКИ БЛАГОРОДНОЙХРАБРЕЦЫ И МУЖЕСТВЕННЫЕ ЛЮДИ ВОЙНЫНАРОДЫ СЕВЕРА ВОЖДЕЛЕЮЩЕЙЛЮДИ, ПРЕДАЮЩИЕСЯ ТЕЛЕСНЫМ ИЗЛИШЕСТВАМ РЕМЕСЛЕНИКИ И РАБЫ ЕГИПТЯНЕ И НАРОДЫ ВОСТОКА

Вопросы?

ВОПРОСЫ 1. Особенности философии софистов. 2. Философия Протагора «человек есть мера всех вещей». 3. Искусство убеждения Горгия. 4. Продик и его техника синонимии. 5. Биография Сократа. 6. Основные положения философии Сократа. 7. Сократический метод познания. 8. Биография Платона.

ВОПРОСЫ 9. Предпосылки развития идеалистических воззрений Платона. 10. Онтологические обоснования идеализма. 11. Гносеологическое обоснование идеализма. 12. Аксиологическое обоснование идеализма. 13. Концепции эйдоса. 14. Учение о душе Платона. 15. Социально-политические концепции Платона.

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.