Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Advertisements

Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Идеализм «Жалок тот, кто живет без идеала!» И.С.Тургенев.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Понятие «материя» и «дух». Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме. ГОУ ВПО Тюменский Государственный Университет.
Материальная субстанция (Фалес, Анаксагор, Анаксимен) Нематериальная субстанция (Пифагор, Анаксимендр) Анаксагор Пифагор.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева. Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически.
Презентация к уроку биологии в 11 классе Учитель биологии Ранкайтис Н. Г. МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области.
Транксрипт:

Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации

План лекции: Понятие бытия и его основные формы. Категория бытия в истории философии. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты материального бытия. Пространствено-временная организация бытия.

1. Понятие бытия и его основные формы. Онтология – учение о бытии. Бытие - все сущее (существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное. Оно изменчиво, его части диалектически взаимосвязаны между собой.

Понятие бытия и его основные формы В основе бытия лежит объединяющее начало. Субстрат – «То, из чего все сделано» Субстанция (лат.) – сущность, то, что лежит в основе.

1. Понятие бытия и его основные формы. 1. Бытие неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы. 2. Бытие человека. 3. Бытие идеальное. Как единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений. 4. Бытие социальное.

2. Категории бытия в истории философии. Античная философия (11 в. До н. э. – 5- 6 вв. н. э.). Натурфилософия. Античный атомизм. Платон. Аристотель.

Онтология античной философии. Натурфилософия. Поиск "первопричины" - по-гречески "архи", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности. Под субстратом или первоначалом мира понимали: воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. воздух: Анаксимен, воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду. апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении; огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратное- генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь – логос. атомы и пустота – Демокрит, Левкипп.

Античная онтология Парменид. Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует ". - Утверждается тождество бытия и мышления. Бытия - это то, что есть всегда, что едино и неделимо, что неподвижно и непротиворечиво, "как и мысль о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme).

Античная онтология. Платон. Идеалистическая система. Бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей («эйдосов"). Вещи существуют только в силу причастности этим сущностям.

Античная онтология. Аристотель. Признание единичного бытия вещи как субстанции (сущности). Благодаря сущности вещь существует самостоятельно, сама по себе. Единичное бытие представляет конкретное единство материи и формы. Основа бытия - единичное существование содержит в себе четыре причины: материальную (то, из чего вещи состоят, их субстрат), формальную (благодаря чему образуется облик вещи, ее сущность), действующую (источник возникновения и движения, превращения возможности в действительность) и целевую (то, ради чего производятся изменения, конечное предназначение).

Средневековая онтология. Периодизация: 4 – 14 век н. э. Принцип креационизма. Проблема универсалий. Концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).

Онтология Нового Времени. Периодизация эпохи нового времени: 15 – 17 вв. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Лейбниц, Спиноза. Дж. Локк, Т. Гоббс). Концепция бытия, которая обосновывала бы научные знания и развитие науки. Понятие бытия здесь осмысливается в контексте анализа сознания познающего субъекта и субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность (истинность) получаемого знания.

Онтология Нового Времени Дуализм Р. Декарта. Плюрализм Лейбница. Пантеизм Спинозы.

Онтология Нового Времени. По Декарту,субстанциальная основа мысли о бытии обнаруживается в чистом акте самосознания («когито»). В «когито» Я открывает мышление как первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящую субстанцию, в то время как существование другой, материальной субстанции открывается ему опосредованно, через Бога. Мыслящая субстанция- непротяженна, неделима, поэтому является предметом метафизики. Телесная субстанция – протяженна, делима на части, имеет форму и движется. Она составляет предмет физической науки.

Онтология Нового Времени Спиноза. Бог как субстанция – это творящая сила, тождественная себе, в конечном счете, во всех творениях, т.е. Бог и природа одно и то же (пантеизм), это то начало, которое исключает существование какого-либо другого начала, а, следовательно, является причиной самого себя. Лейбниц. Под субстанцией он понимает простейшее, неделимое, неповторимое, самодостаточное, активное и способное к восприятию (перцепции) начало бытия – монаду.

Онтология Классической Немецкой философии И. Кант. Мир чувственных предметов, созданных познающим, представляет опытную данность. Быть, по Канту, значит актуально или потенциально присутствовать в опыте. Предмет как факт опыта не дается нашими органами чувств, а производится в результате соединения (синтеза) чувственной материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального субъекта. В мире опыта или явлений нет места традиционным метафизическим сущностям – субстанциям души, природы. Богу. Это непознаваемые «вещи в себе».

Онтология Немецкой классической философии. Г. Гегель. Абсолютный идеализм. Тождество мышления и бытия. Диалектический метод.

Онтология экзистенциализма век. Представители:. М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Шеллер. Онтология, которая ориентируется на бытие человека в мире, считая, что только через «погружение» в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное неразделимо, могут быть прояснены тайны бытия мира, ибо человеческое бытие единственное в универсуме, способное к вопрошанию Бытия.