УЧЕНИЕ О БЫТИИ ПЛАН 1. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 2. ВИДЫ БЫТИЯ 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
1. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЕ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ. ОНА УКАЗЫВАЕТ НА ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕГО – ЛИБО. СЛОВО «БЫТИЕ» ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА БЫТЬ, Т. Е. СУЩЕС- ТВОВАТЬ. ПОНЯТИЕ «БЫТИЕ» ВВЕЛ И СТАЛ ИССЛЕДОВАТЬ ПАРМЕНИД (6 – 5 ВВ. ДО Н.Э.). БЫТИЕ ИЗУЧАЕТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ – ОНТОЛОГИЯ.
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «БЫТИЕ» 1. МИР В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ СУЩЕСТВУЕТ. ОН ИМЕЕТСЯ В НАЛИЧИИ, ДАН ЧЕЛОВЕКУ КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ. ПРИ ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЯХ ВСЕГДА СОХРАНЯЕТ СТАБИЛЬНОСТЬ, УПОРЯДОЧЕННОСТЬ, СВЯЗНОСТЬ.
ДЛЯ ПОЛНОТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО СМЫСЛА БЫТИЯ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: А КАКИМ ОБРАЗОМ СУЩЕСТВУЕТ МИР? ДЛЯ ОТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС НАМ НЕОБХОДИМО УЯСНИТЬ РЯД ХАРАКТЕРИСТИК БЫТИЯ 1. МИР СУЩЕСТВУЕТ ВЕЧНО? ОН ВСЕГДА БЫЛ, ЕСТЬ И БУДЕТ? ИЛИ ОН КОГДА-ТО ВОЗНИК И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, РАНО ИЛИ ПОЗДНО ПОГИБНЕТ?
2. КОНЕЧЕН ИЛИ БЕСКОНЕЧЕН НАШ МИР ПРОСТРАНСТ- ВЕННО? СУЩЕСТВУЮТ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ПРЕДЕЛЫ, ГРАНИЦЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРА?
3. БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ НАШ МИР? ЧТО ЕГО «ДЕР- ЖИТ», НЕ ДАЕТ ЕМУ «РАССЫПАТЬСЯ», РУХНУТЬ, ПОТЕРЯТЬ ВИДИМУЮ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЮ? ЕСЛИ НАШ МИР КОГДА-ЛИБО ВОЗНИК, ТО ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ИЛИ ПО ЧЬЕЙ ВОЛЕ? ИЗ ЧЕГО? БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ СОТВОРЕНИЕ МИРА БОГОМ
4. НАШ МИР ЕДИН ИЛИ МНОЖЕСТВЕНЕН? ТАКИХ МИРОВ МНОГО ИЛИ ОН ОДИН?
5. МИР В ЦЕЛОМ РАЗВИВАЕТСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ, ИЛИ ОН СТАБИ- ЛЕН И ПОСТОЯНЕН, А ИЗМЕНЯЮТСЯ ЛИШЬ ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ? ЕСЛИ ОН ИЗМЕНЯЕТСЯ, ТО ЧТО ДВИЖЕТ МИРОМ? ГДЕ ИСТОЧ- НИК ЕГО ДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ?
6. РАЗУМНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЧАСТИЦЫ МИРА ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЛОКАЛЬНОЙ, СЛУЧАЙНОЙ ДЛЯ МИРА В ЦЕЛОМ ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ, ПРОНИЗЫВАЮЩЕЙ ВСЕ ЕГО БЫТИЕ?
7. ЕСТЬ ЛИ В СУЩЕСТВОВАНИИ НАШЕГО МИРА КАКОЙ-ЛИБО СМЫСЛ? ЗАЧЕМ ОН СУЩЕСТВУЕТ? ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ? ИЛИ ТАКИХ ЦЕЛЕЙ И СМЫСЛА НЕТ, А ВИДИМАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗ- НОСТЬ И ТОНКАЯ ПОДГОНКА ЕГО ЧАСТЕЙ ДРУГ К ДРУГУ – ЛИШЬ КАЖИМОСТЬ?
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ ОГРОМНЫМИ ЗНАНИЯМИ ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВСЕЛЕННОЙ, ЕЕ СОСТАВЕ, СТРУКТУРЕ, ЭВОЛЮЦИИ. НО ПО-ПРЕЖНЕМУ СУЩЕСТВУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ЛЮБОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА: КРЕАЦИОНИЗМ – САМОРГАНИ- ЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЬНОСТЬ – ИДЕАЛЬНОСТЬ. ДЛЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ НЕОБХОДИМО ОБОСНОВАНИЕ «ПРЕДЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ». ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫЯВИТЬ СОПРЯЖЕНИЯ БЫТИЯ МИРА И БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ВПИСАТЬ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БОЛЕЕ ОБЩИЙ СМЫСЛ МИРОЗДАНЬЯ. ИТАК, ЧТО ЖЕ ФИЛОСОФИЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОД ПОНЯТИЕМ «БЫТИЕ»? БЫТИЕ – ЭТО ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ОТ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, ЕДИНСТВО ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕК- ТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
2. ВИДЫ БЫТИЯ СОЗНАНИЕ НАДИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДУХ ИНДИВИДУАЛЬНО – МЕНТАЛЬНОЕ ДУША БЫТИЕ (РЕАЛЬНОСТЬ) МАТЕРИЯ ПОЛЕ ГРАВИТАЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ ЖИДКОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ
3. ФОРМЫ БЫТИЯ БЫТИЕ ПРИРОДЫ БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЕ ДУХОВНОГО
БЫТИЕ ПРИРОДЫ (ВЕЩЕЙ, ПРОЦЕССОВ, ЯВЛЕНИЙ) ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДЫ 1. СИСТЕМНОСТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗНООБРАЗИЕ МИРА, ЕДИНСТВО, УСТОЙЧИВОСТЬ 2. СПОСОБНОСТЬ К ЭВОЛЮЦИИ ВСЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ 3. САМООРГАНИЗАЦИЯ СПОНТАННЫЙ ПЕРЕХОД НЕРАВНОВЕСНОЙ СИСТЕМЫ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДКА
БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: 1. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЕЙ 2. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЕЙ 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ 4. ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ
БЫТИЕ ДУХОВНОГО ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА СУБЪЕКТИВНОЕ - СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА, ОБЪЕКТИВНОЕ – НАДИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЕГО ФОРМЫ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ В ЦЕЛОМ И ПОЭТОМУ ПОВТОРЯЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
ФОРМЫ БЫТИЯ ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЕ «СЛОИ» РЕАЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВО- ВАНИЯ.