Выполнила: студентка 31 группы Козлакова Юлия
Развитие науки и жизненный опыт обнаруживают тесную взаимосвязь и взаимную обусловленность предметов и явлений. Многовековой опыт человечества, долгое и трудное развитие естествознания и философии доказывают, что как бы своеобразны ни были те или иные явления, какими бы обособленными они ни казались, все они представляют собой проявления единого, целостного в своей материальности мира. Тысячами, миллионами нитей каждый предмет связан с остальным миром, образуя в итоге единый процесс всеобщей универсальной связи и взаимодействия всего совсем. Связи между явлениями материального мира чрезвычайно многообразны. Важно выделить из всей совокупности связей наиболее общие, существенные, необходимые. Такие связи называют закономерными. Эти закономерные связи находят выражение в законах. Закон – объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Исследованием наиболее общих связей, присущих всем сферам действительности, и наиболее общих черт развития занимается диалектика.
1. (греч. искусство спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; 2. Учение о всеобщей связи и развитии мира. 3. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика античности (Сократ, Платон). Диалектика немецкой классической философии (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).И. КантГ. ФихтеФ. ШеллингГ. Гегель Материалистическая (марксистская) диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы и др.)К. МарксФ. Энгельс
Сократ
основана на чувственном восприятии материального мира ; формулировала понимание действительности, совмещающей в себе противоположности ; представление космос а в виде завершённого целого ; понимание изменчивости вещей как результат превращения одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой.
Велика роль в истории диалектики философа Сократа. Именно он привел в бурное движение человеческую мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросно- ответной, разговорной теории диалектики, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.
В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты. Аудитория напоминает аудиторию университета наших дней: точно также, ступенчатыми рядами, расположены скамьи, внизу стоит массивная дубовая кафедра, за которой стоит читающий лекцию профессор. На профессорской кафедре лежала огромная книга. Слово лекция означает чтение. Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями отцов церкви, с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контр тезис противника. Тактика наступления заключается в том, чтобы вереницей взаимосвязанных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси.
Период немецкой классической философии рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Вслед за Кантом Шеллинг развивает диалектическое понимание процессов природы. И. КантФ. Шеллинг
Материалистическая диалектика составляет ядро марксистского философского мировоззрения. Высшая ступень в развитии материалистической диалектики - марксистская диалектика была создана Марксом и Энгельсом, великими вождями пролетариата, как метод познания и изменения действительности, метод революционного действия рабочего класса. Основоположники марксизма доказали, что законы взаимосвязи, движения, изменения, развития являются наиболее общими, относящимися ко всем без исключения явлениям мира. Марксистская материалистическая диалектика органически объединяет воедино данные всех наук, обобщает всю совокупность этих данных и даёт цельную диалектическую картину мира.
Диалектика определяет подход к изучению окружающего мира, т.е. выступает как метод научного познания ; исследует все связи действительности; суть диалектики – исследование противоречий;
Метафизика – 1. буквально означает то, что следует после физики. 2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.
диалектическая метафизическая
Мир развивается. Существует качественно разнородные формы движения материи – от низших (механическая) к высшим (биологическая и социальная) Механическая форма движения – главная, к которой сводятся все другие формы движения
Развитие – превращение количественных изменений в качественные, скачкообразный переход от низшего к высшему, от старого к новому и от нового к новейшему, поступательные движение по восходящей линии, спирали. Развитие – постепенное количественное увеличение или уменьшение предметов и явлений, движение по кругу, нескончаемое повторение одних и тех же форм. Развитие не ведет к новому.
Материи свойственно самодвижение, саморазвитие, источник которой – внутренние противоречия в предметах, явлениях, единство и борьбы противоположностей. Материя – косна, инертна, её естественное состояние – неподвижность, равновесие. Причина наблюдаемого движения материи – посторонняя сила, внешний толчок, божественное вмешательство, субъект и т.п.
«Современное естествознание доставило…чрезвычайно богатый, с каждым днём увеличивающийся материал и этим материалом доказано, что в природе всё совершается в конечном счёте диалектически, а не метафизически»
Как всякая наука, диалектика имеет свой аппарат научных понятий, или категорий, которые выражают наиболее общие взаимосвязи объективной действительности. Остановимся кратно на некоторых категориях диалектики.
ПРИЧИНА (явление, которое вызывает или изменяет другое явление) СЛЕДСТВИЕ (результат действия причины) (движение Луны вокруг Солнца)(морские приливы и отливы)
СУЩНОСТЬ (внешние характеристики объекта) ЯВЛЕНИЕ (внешнее обнаружение сущности) (движение электронов) (свет лампочки, нагревание электрического прибора)
СЛУЧАЙНОСТЬ (форма проявления необходимости) НЕОБХОДИМОСТЬ (связь явлений и процессов) (выпадение на землю атмосферных осадков) (гибель от града посевов на участке)
Форма Возможность Содержание Действительность Единичное Особенное Всеобщее
«Перед человеком сеть явлений природы, инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать её и овладевать ею»
Категории диалектики – предельно широкие понятия, которые отражают наиболее общие свойства и отношения предметов и явлений действительности; Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма категорий диалектики - раскрывает содержание диалектики; Парные категории раскрывают систему связей и явлений.
рассматривал диалектику как «искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре»
называл диалектикой «логический метод, с помощью которого идет познание сущего идей, движения мысли от низших понятий к высшим»
диалектика – «всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории »
писал : "Главные законы: превращение количества и качества взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, спиральная форма развития"
« Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе, развитие, так сказать по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и тесная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как… учения о развитии»
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектика – 1.греч. искусство спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; 2. Учение о всеобщей связи и развитии мира. 3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Закон - объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Категории диалектики – общие понятия, которыми используются для раскрытия сути диалектических проблем. Метафизика - 1. буквально означает то, что следует после физики. 2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Причина - явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Следствие - результат действия причины. Сущность – внешние характеристики объекта Явление - внешнее обнаружение сущности Необходимость – связь явлений и процессов. Случайность – форма проявления необходимости.
1) Что такое диалектика ? А) это наука о бытие Б) это искусство вести спор В) это наука о законах движения 2) Кто из перечисленных философов связан с понятием диалектики? А) О.Кант Б) М.Л. Ломоносов В) Платон 3) Противоположный диалектике философский метод ? А)Патристика В)Метафизика С)Схоластика
4) Этот философ в античности ввел сократический метод ведения беседы. А) Аристотель В) Фалес С) Сократ 5) Сколько концепций развития выделяют в разделе «диалектика»? А) 2 В) 5 С) 1 6) Диалектика имеет свой аппарат научных понятий, или … А) значений В) определений С) категорий
Соотнесите: Сущность и явление Необходимость и случайность Причина и следствие
Вопрос на размышление: Как вы думаете, можно ли в наше время использовать диалектический метод?
Большая советская энциклопедия runews.radeant.com quemquam.ru filosof.historic.ru ophy/qandaonphil/q09. html ophy/qandaonphil/q09.html