Из чего строятся слова? Урок русского языка 5 класс Учитель высшей квалификационной категории Красильникова Мария Ивановна
Вы должны знать: значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание); Вы должны уметь: определять состав слова; Применять: знания в жизненных ситуациях
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
Морфемы Приставка Корень Суффикс Окончание
Лингвистический диктант 1. Наука о языке – 2. Раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова – 3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов – 4. Часть слова, которая служит для образования формы слова – 5. Часть изменяемого слова без окончания – 6. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов- 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов –
Проверь работу товарища 1. Наука о языке – (лингвистика) 2. Раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова – (морфемика) 3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов – (корень) 4. Часть слова, которая служит для образования формы слова – (окончание) 5. Часть изменяемого слова без окончания – (основа) 6. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов - (приставка) 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов – (суффикс)
Приставка Шёл шла шли При-шёл по-шёл со-шёл ото-шёл у-шёл
Суффикс ДОМ-ИК, ДОМ-ИШК-О ДОМ –ИН –А, ДОМ-ИЩ_Е. ШКОЛА – ШКОЛЬ-НИК!
Окончание ТОВАРИЩ ТОВАРИЩ-И!
Выпишите слова, которые соответствуют данным схемам Над прудом позёмка вьотся, Тени длинные легли. И негреющего солнца Красный шар висит вдали.
В каком порядке проводится морфемный разбор? 1) ПРИСТАВКА 2) КОРЕНЬ 3) СУФФИКС 4) ОКОНЧАНИЕ 5) ОСНОВА
Разбери слова по составу Безводный Водитель Нарисуешь
Игра «Составь слово» ИЗНОСИТЬ – приставка ПРИБЕЖАТЬ - корень КРИЧИШЬ - окончание Ответ:
Найдите: I – вариант II – вариант однокоренные слова формы слова Рыбный, рыба, порыбачить, рыбак, рыбные, о рыбе, рыболовная.
Найдите «лишнее» слово Голубь, голубоватый, голубеть, голубизна. Растение, подрастал, растаял, растительный.
ЩЕНОК Людмила Татьяничева У зв…рей Прощения (не) просят. До чего ж мне ненавистен тот, Кто, прицелься. Острый камень брус…т И щ…нёнку лапу перец…от. Это он – Б…от лошадей наотмашь. Это он – Тиранит г…лубей. (Не) скули, Пушистый мой н…йдёныш, Лапу быстро вылечим. Стан…шь псом ты – Добродушней многих, И дружить научишься с детьми. Только, чур, Мучителей двуногих За людей случайно (не) прими.
Свечка Горела свечка в старом подсвечнике, горела да и отгорела. Погасла. Кончилась. - Какая она недолговечная! - весело сказал таракан, выползая из щели. – Да, она мало пожила, - сказал, вздохнув, старый подсвечник. - Зато ярко горела. Многим от неё было светло и радостно. Ничего на это не ответил таракан, уползая к себе в щель…
Никитина Екатерина Ивановна
Домашнее задание Напишите сочинение- миниатюру по одной из тем: «С русским языком можно творить чудеса» «Изучайте русский язык!»
Экспресс-диагностика 1. Эта тема для меня новая 2. Все это я знал 3. Это меня заинтересовало 4. Узнал много нового и интересного 5. Знакомство с этой темой может повлиять на мое отношение к русскому языку
Спасибо за работу!