Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. (по словарю С.И.Ожегова) Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться с учителями, с новой учебной ситуацией, новыми школьными правилами.
Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-ый класс. С какими трудностями могут встретиться дети?
Условия адаптации (что учитывать классному руководителю и родителям) Физиологические - Изменение режима дня; - Необходимость игры; - Правильная посадка; - Организация правильного питания; - Развитие двигательной активности; - Воспитание самостоятельности и ответственности - Психологические - Психологический климат в семье; - Самооценка ребенка; - Самоценность ребенка для родителей; - Формирование интереса к школе; - Дружеское общение с одноклассниками; - Недопустимость физического воздействия; - Предоставление самостоятельности; - Учет темперамента ребенка; - Организация контроля за учебой; - Поощрение за успехи и достижения; - Моральное стимулирование; - Развитие самоконтроля и самооценки
Задачи адаптационного периода для пятиклассников: - адаптация к «разноголосице» требований учителей; - введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»); - выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие; - принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
Признаки успешной адаптации: Ребенок легко справляется с программой Ребенок легко справляется с программой Удовлетворенность ребенка процессом обучения Удовлетворенность ребенка процессом обучения Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы Нежелания выполнять домашние задания Нежелания выполнять домашние задания Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников Жалобы на те или иные события, связанные со школой Жалобы на те или иные события, связанные со школой Беспокойный сон Беспокойный сон Трудности утреннего пробуждения, вялость Трудности утреннего пробуждения, вялость Постоянные жалобы на плохое самочувствие Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Для того, чтобы поддержать учащегося, необходимо: Опираться на сильные стороны учащегося Опираться на сильные стороны учащегося Избегать подчеркивания промахов ребенка Избегать подчеркивания промахов ребенка Принимать индивидуальность ребенка Принимать индивидуальность ребенка Позволить учащемуся самому решать проблемы там, где это возможно Позволить учащемуся самому решать проблемы там, где это возможно