ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ» РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ СХЕМЫ-ТАБЛИЦЫ
СОДЕРЖАНИЕ Философия: предмет, структура, функции Древнегреческая философия Философия раннего эллинизма Философия средневековья Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени Немецкая классическая философия Основные течения Западной философии (XIX-XX вв.) Русская философия Онтология Гносеология Социальная философия Учение о развитии Различное понимание сущности исторического процесса Глобальные проблемы современности
ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
Знание Мировоззрение Обыденное (стихийно – эмпирическое знание) Научное знание МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мировоззрение основные сферы основные структурные уровни понятие Система представлен ий о мире и человеке Миропонимание (рациональная, интеллектуально- познавательная сфера) Знания Ценности и оценки Идеалы и нормы Убеждения Мироощущение (чувственная, эмоционально- психическая сфера)
Тип мировоззрения Мифология Религия Философия Чувственное мировосприятие Приверженность традиции Символизм и аллегоричность Отсутствие рациональных понятий Преобладание чувственного мировосприятия «Вера» возводится в принцип Система догматов Разум занимает подчиненное положение Рациональное мировосприятие Разум ставится выше веры Формируются абстрактные понятия Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства
Классификация философских традиций и систем По открытости и доступности По историческому признаку По ориентации на конкретное мировоззрение и теоретизации Обыденная философия Эзотерическая философия Философия Древнего мира Философия средневековья Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени Экзотерическая философия Религиозная философия Мистическая философия Научная философия Философия Новейшего времени
Классификация философских традиций и систем По решению вопроса о первичности духовного или материального начала По ориентированности на конкретные идеологические концепции, теории и религии Эзотерическая философия Буддийская философия Экзотерическая философия Атеистическая философия Позитивистская философия Теологическая философия Рационалистическая философия Исламская философия Христианская философия По географическому признаку Восточная философия Западная философия Европейская философия Индийская философия Арабская философия Китайская философия Русская философия
Мировоззренческая Связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке Ценностная Связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей Логическая Связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления Методологическая Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека Познавательная Связана с празднованием мира и человека Социальные функции философии
Культуротранслирующая Связана с обобщением и передачей важнейших достижений культуры Практическая Связана с выработкой смысла, ценностей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека Эстетическая Связана с изучением законов красоты и ее восприятием человеческим сознанием Гуманистическая Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинств, прав и свобод Эвристическая Связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания
Тип философского познания Познание опирается на... Обыденная философия Чувственное восприятие действительности, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью Религиозно-догматическая философия Положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры Мистическая философия Личный или исторический мистический (духовный опыт), эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума Типы философского познания и их специфика
Научная философия Эмпирическая философия Рационалистическая философия Рационально-эмпирическая философия Объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума Доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции Объективный опыт, доводы разума и действие интуиции, а также другие виды иррационального познания Тип философского познания Познание опирается на...
ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ? (ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)
Философия Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.) Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности (никогда не сдаваться). Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить познанию будущего Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил
РЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ
Решение первой стороны основного вопроса философии Решение второй стороны основного вопроса философии Что первично: бытие (материя) или сознание дуализм Мир познаваем достоверное познание мира невозможно агностицизм Материя зависит от духовного начала Материальное и духовное начало существуют независимо друг от друга идеализм объективный идеализм Мир существует благодаря сознанию человека субъективный идеализм Познаваем ли мир, природа, общество? монизм Материя - первична, сознание - вторично материализм Мир существует благодаря объективной идее
РефлексиЯ Контрольные вопросы Является ли философия наукой? Каковы основные черты философского мышления? Чем философия отличается от других форм мировоззрения? Можно ли выделить основной вопрос философии?
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Мифология Лирическая поэзия Религиозно-мистическое учение последователей Орфея (орфизм) Протонаука Предфилософия Древняя греческая философия
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? (ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ)
Пифагор «Любовь к мудрости» (философия) Аристотель Исследование причин и принципов вещей Сократ Средство познания добра и зла Платон Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия Гераклит Философ – человек, занимающийся исследованиями Философ или философское течение Суть представления о предмете философии Эпикур Путь достижения счастья посредством разума
АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ)
Ранний период (VII-VI вв. до н.э.) Школы и течения Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Пифагорейская школа: Пифагор и его последователи Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс Диалектическая натурфилософия: Гераклит Атомисты: Левкипп, Демокрит Софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик Этический рационализм: Сократ и его последователи Академия, или платонизм: Платон Ликей, или аристотелизм: Аристотель и его последователи (перипатетики) Период расцвета (V-IV вв. до н.э.)
Период заката и упадка (IV-VI вв. до н.э.) Эпикуреизм: Эпикур, Метродор Киническая школа: Антисфен, Диоген Перипатетики, или аристотелизм:Теофраст, Аристоксен, Стратон, Андроник Родосский Мегарская школа: Евклид из Мегара, Евбулид, Стильпон Эклектицизм: Филон, Антиох, Боэций, Цицерон Скептицизм: Пиррон, Секст Эмпирик, Энесидем Стоицизм: Зенон, Синека, Эпиктет, Марк Аврелий Киренская школа: Аристипп, Антипатр, Феодор, Гегесий Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Явлих, Прокл
Философские методы Диалектический Метафизический Искусство спора (Сократ) Учение о сверх физической реальности Рассмотрение мира в его целостности Познание не опытом, а с помощью умозрения, созерцания Рассмотрение мира в единстве его противоположностей Абсолютизация одного из противоположных моментов действительности Адекватное понимание мира и процесса познания Неадекватное понимание мира и процесса познания
Государство в философии Аристотеля Шесть типов государства, выделяемые Аристотелем Особенности Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля) Монархия Полития Охлократия Олигархия Аристократия Тирания
ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА
Киники – одна из философских школ Древней Греции Характерные черты философии и образа жизни Особенности Наиболее яркие представители философской школы киников – Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Цель кинического учения – философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений В современную эпоху большое сходство с философией киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи Введение в абсолют асоциальной свободы; добровольная отверженность, одиночество,скитания; паразитический образ жизни, попрошайничество; восхваление физической и духовной бедности, крайний аскетизм; критика идеалистических философских учений; непризнание авторитетов; агрессивность в отстаивании своих взглядов, отсутствие патриотизма; концентрация внимания на пороках общества
Диоген Синопский (точные даты неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского) – наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена – «кинос», «собака»). В действительности название – от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками особенности Фундаментальных философских трудов не оставил, однако вошел в историю своим скандальным поведением и образом жизни (жил в бочке, заявил царю А. Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!); Выдвинул лозунг: « Без общины, без дома, без отечества»; Вывел понятие «гражданин мира» (космополит); Отвергал брак; Жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни; Не признавал ни каких законов, кроме закона природы; Гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством; Идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
Стоики Этапы развития стоической философии Характерные черты стоической философии Ранняя Стоя (III –II вв. до н. э.), представители – Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.; Средняя Стоя (II –I вв. до н. э.) – Панеттий, Посидоний; Поздняя Стоя (I в. до н. э. – III в. н. э.) призыв к жизни в согласии с природой; признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом; определение добродетели как знание о добре и зле и следования добру; призыв к добродетели как к постоянному состоянию души; неучастие в жизни государства, игнорирование законов, традиций, философиии и культуры, если они служат злу; оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против неспроведливости и зла; восхищение богатством, здоровьем, красотой; высокий эстетизм в мыслях и поступках; осуждение бедности; признание стремления к счастью высшей ценностью человека.
Основные идеи Основные взгляды СЕНЕКА проповедовал идеи добродетели; призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе; приветствовал покой и созерцание; верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом; преувеличивал роль философов в управлении государством, презирал «толпу»; считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством. МАРК АВРЕЛИЙ глубокое личное уважительное отношение к Богу; понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир; видение в качестве главной причины успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами; разделение внешнего мира, который неподвластен человеку и внутреннего мира, подвластного только человеку; разделение души и разума; призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам; предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающего мира.
Учение о природе и космосе Учение о познании Учение о человеке Эпикур своим появлением на свет человек обязан самому себе; человек – результат биологической эволюции; боги не вмешиваются в жизнь людей; судьба человека зависит от него самого; душа – особый вид материи, и она смертна; человек должен стремиться к счастью в земной жизни; счастье человека – в удовольствии, т.е. отсутствии страданий. окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом образов предметов. ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной; Вселенная вечна и бесконечна; все вещества состоят из атомов и пустоты; атомы и пустота вечны; атомы находятся в постоянном движении; «мира чистых идей не существует»; существует множество материальных миров во Вселенной.
РефлексиЯ Контрольные вопросы Что объединяет всех античных философов? Кого и почему считают первым философом Запада? В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии? Что характеризует линию Аристотеля в философии?
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Западная христианская философия средних веков Патристика (II-VII вв.) Христианский гностицизм (Карпократ, Василид, Валентин) Христианская апологетика (Марциан, Юстин, Тертуллиан) Александрийская школа (Пантен, Климент, Ориген) Каппадокийская догматика (Григорий Нисский, Григорий Назианзин) Догматическая патристика (Августин, Иоанн Дамаскин) Манихейство (Мани и последователи) Схоластика (VII-XV вв.) Номинализм (Абеляр, Оккам) Реализм (Августин, Фома Аквинат) Протореформаторство (Уиклиф, Гус) Мистическое христианство (Экхарт, Таулер, Сузо) Христианская алхимическая философия (Альберт Великий, Роджер Бэкон)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (II-XIV вв.)
Теология Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная личность. Монотеизм. Антропоморфизм Онтология Креационизм – творение мира из «ничего». Дуализм бытия: Божественный мир и природный мир. Высшее бытие – Бог. Природа – неподлинное бытие. Геоцентризм. Антропология Креационизм – творение человека Богом. Человек – подобие Бога. Человек: дух+душа+тело. Посмертное бытие души в соответствии с воздоянием. Бессмертие как приобщение души к духу. Идея спасения человека через Бога – Сына. Открытие самосознания. Гносеология Священное Писание (Библия) – Откровение Бога. Бог непознаваем. Вера выше знания. Философия - «служанка» богословия Этика Моральные заповеди Христа. Аскетизм. Человек имеет божественную душу, но, вместе с тем, грешен и зол. Зло в мире не от Бога, а от человека. Моральный долг человека – спасение своей души. Социальная философия Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия подобна «Небесной». Философия истории Провиденциализм. Главный движущий фактор истории – Бог. Направленность истории ко «второму пришествию». Эсхатология.
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Религия Религиозное сознание Религиозные организации (церковь) Вера в сверхъестественное Чувство завистимости человека от чего-то иного, лежащего вне человека Теология и религиозно-идеалистическая философия Отражение в сознании внешних сил, которые господствуют над человеком в повседневной жизни Религиозные Культуры и обрядность
Представители Основные черты Особенности Средневековая теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I- V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V- XIII вв. н.э.; отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью. Теоцентризм; изучению космоса и природы уделялось мало внимания;господствовали догматы; сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой; провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; выдвигалась идея воскрешения человека из мертвых; мир считался познаваемым через познание Бога. Августин Блаженный ( ); Боэций ( ); Альберт Великий ( ); Фома Аквинский ( ); Ансельм Кентерберийский ( ); Пьер Абеляр ( ); Уильям Оккам ( ).
Средневековая теологическая философия Экзистенция (бытие, существование) – показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует) Эссенция (сущность), характеризующая вещь Основные положения Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует? В отличии от античных философов, которые видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность – бытие, согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием) сущность (признаки) должна быть сотворена Богом; бестелесная сущность (признаки, образы – сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности становиться материальным бытием; существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом, сущность – же только разумом; только в Боге сущность и существование совпадают.
Схоласты подразделяли знание на два вида Характерные черты Схоластика В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и исканий становились не суть идеи Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок. Название схоластика- от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы; схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви; для схоластики характерно восприятие Библии как жестко нормативного текста, абсолютной истины. сверхъестественное, даваемое в откровении (т.е. то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии); естественное, отыскиваемое человеческим разумом (т.е. то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога)
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени; сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью слившегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании); способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений философии как результатам соответственно практики номеналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интнреса к проблеме самосознания (рационализм); пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
Индийский (тантрический) буддизм Китайский буддизм Тибетская мифология и религиозные культуры (бон-по) Тибетский буддизм (ламаизм) (Падма Самбхва, Атиша, Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа, Гампо-па) ФОРМИРОВАНИЕ ТИБЕТСКОЙ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА (VII-XIX вв.)
Ислам Основные религиозные течения Основные традиции познания Шиизм Суннизм Суфизм Религиозная вера Разум Озарение, интуиция, разум Ортодоксальное богословие Рациональная философия Мистическая философия (суфизм) Ахмад Ханбал, аль-Газали аль-Фараби, аль-Кинди, Ибн-Сина, Ибн Рушд аль-Мисри, аль-Мухасиби, Джунайд, Абу Язид, Сухраварди, Ибн Араби
РефлексиЯ Контрольные вопросы Что относится к важнейшим принципам средневековой хрестианской философии? Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья? Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? Почему философия Фомы Аквинского является вершиной зрелой схоластики?
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Предпосылки возникновения Философия эпохи Возрождения – это совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV- XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер Совершенствование орудий труда и производительных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; появлене первых парламентов; кризис Церкви и схоластической философии; повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия; научно-технические открытия.
Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) Гуманизм Данте, Петрарка, Эразм Роттердамский Скептицизм Монтень Розенкрейнцерство, герметизм и алхимия Майер, Филалет, Хейдон Мистическая философия Мюнцер, Беме, Парацельс Социальная философия Мор, Кампанелла, Макиавелли Философия христианской реформации Лютер, Цвингли, Кальвин Натурфилософия Бруно, Коперник, да Винчи, Галилей Христианский аристотелизм Помпонацци Христианский неоплатонизм Кузанский, Мирандола, Вико
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Бог (теология) Противостояние теизма и пантеизма. Секуляризация. Онтология Бесконечная Вселенная. Отказ от дуализма бытия. Гелиоцентризм. Полицентризм. Существование скрытых сил в природе и человеке Антропология Антропоцентризм. Гуманизм. Реабилитация телесного начала человека. Возвращение ценности земной жизни. Свобода человека. Культ человека-творца. Идея духовного преображения человека Гносеология Укрепление позиций Разума. Становление научных методов познания. Этика Дуализм: этика заповедей Нового Завета и эпикурейское отношение к жизни. Человек способен сам определить свою судьбу Социальная философия Модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии)
Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.) Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления. Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Гуманистическое Социально-утопическое Политическое Реформационное Натурфилософское Неоплатоническое
Гуманизм Особенности Основные черты Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия; По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме; Наиболее известные философы- гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала. Антицерковная и антисхоластическая направленность; Стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; Антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; Жизнеутверждающий характер и оптимизм
В своих произведениях теоретики неоплатонизма Неоплатонизм – идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Противопоставили, сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии, новую философскую систему, основанную на идеях Платона; предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся направления.
РефлексиЯ Контрольные вопросы Какие идеи доминируют на отдельных этапах философии Возрождения? В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения? Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения?
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ (XVII-XIX вв.)
Эмпиризм и сенсуализм Бэкон, Локк, Гоббс Метафизический материализм Ламетри, Гольбах, Гельвеций Рационализм Декарт, Ньютон, Лейбниц, Спиноза, Кант, Гегель Философия Просвещения Гоббс, Локк, Толанд, Вольтер, Руссо, Дидро, Кондильяк, Лессинг, Гердер, Джефферсон Идеализм Юм, Беркли, Фихте, Кант, Гегель, Шеллинг Антропологический материализм Фейербах Диалектический материализм Маркс, Энгельс Мистическая философия Калиостро, Сен-Жермен, Сведенборг, Сен-Мартен Философия жизни Шопенгауэр, Ницше, Бергсон Позитивизм Конт, Спенсер, Милль Теософия Блаватская, Синнет, Субба Роу, Безант
Предмет философии по Ф.Бэкону Способ познания человеком Свойства человеческого ума Классификация наук Ф.Бэкона память воображение Рассудок исторические науки поэзия философия непосредственно – с помощью чувсттвенного опыта; через природу; через рефлексию. природа; Бог; человек
Философские воззрения Томас Гоббс – ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона Решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; в споре между эмпиризмом и рационализмом выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Философские взгляды Декарта Научный метод при изучении проблем познания Особенности Приемы исследования Человек совмещает в себе две субстанции, дуалистичен; Поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны; по мнению Декарта, применив научный метод в процессе познания можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс;в качестве научного метода предлагается дедукция, понимаемая в философском смысле; смысл философского гносеологического метода Декарта в том, чтобы в процессе познания опираться только на достоверные знания и с помощью разума получить новые знания допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное знание;сложную проблему расчленить на отдельные, более простые задачи;последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным то есть недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования
Рационализм Декарта Значение философии Декарта Доказательства Декарта первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идея» в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (например: есть ли Бог? Конечна ли Вселенная и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? Светит ли Солнце? Бессмертна ли душа? и т.д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум
Основные положения философии Дж. Локка Мир материалистичен; в основе познания лежит только опыт («нет ничего в мыслях человека, чего до этого не было в чувствах»); Сознание – пустое помещение, которое в течение жизни наполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании ка о «чистой доске», на которой записывается опыт, -Tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии – помочь человеку добиться успеха в своей деятельности; идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает уровень своего образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул эту идею.
Качества субстанции Природа-Бог Основа – учение Спинозы о единой субстанции (главным недостатком теории субстанции Декарта Спиноза считал дуализм) Существует; самостоятельна и независима; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов); в основе их – мышление и протяжении; бесконечна во времени и пространстве; вечна (несотворима и неуничтожима); неподвижна. не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями; существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе окружающий мир (природу) и Бога; природа и Бог едины; не существует Бога, находящегося и творящегося вне природы, возвышающегося над природой; Бог внутри природы; только единая субстанция Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, а являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог); они зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве.
Основные положения Классы монад (чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы) Теория о монадах Г. Лейбница Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; Данные субстанции называются монадами (в переводе в греческого – «единое», «единица»); Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально- вещественным образованием; Монада обладает 4-мя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; По своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; В силу непрерывности своего существования монада осознает себя; Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга «голые монады» -лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; высшая монада – Бог
Онтология Механицизм. Противостояние идеализма и материализма. Диалектика Теология Деизм. Атеизм. Антропология Механицизм. Дуализм: тело-душа. Материализм: отрицание бессмертия души и жизни после смерти. Биологическая природа человека. Биологическая или социальная сущность человека Этика Гуманизм. Свобода. Утверждение неотъемлимых прав человека. Обоснование ценности личности. Философия истории Идеализм: история как развитие Абсолютной Идеи. Материализм: история как развитие материальных отношений (способ производства и распределения). Гносеология Рационализм эмпиризм. Критика метафизики. Иррационализм: критика научного разума. Позитивизм Логика Диалектика и ее законы Социальная философия Теория «общественного договора». Теория разделения властей. Правовое государство. Критика традиционной культуры.
РефлексиЯ Контрольные вопросы В чем состоит рационализм философии XVII в.? Что нового внес Ф. Бэкон в философию? Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? Какие образы человека и общества предстают в концепциях философии Нового времени?
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв) Материалистическое направление Идеалистическое направление Людвиг Фейербах Фридрих Энгельс Карл Маркс Иммануил Кант Фридрих Шеллинг Иоганн Фихте Георг Гегель
Немецкая классическая философия Объективный идеализм: основные представители И. КантГ. ГегельФ. Шеллинг глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма; выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе. отождествил бытие и мышление; выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, и тем самым обосновал концепцию объективного идеализма; Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики. Дал объяснения возникновения Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона; выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека («вещь в себе»); выдвинул учение о категориях; сформулировал моральный закон («категорический императив»); выдвинул идею о «вечном мире».
Немецкая классическая философия Л.Фейербах Значение Материализм И. Фихте Субъективный идеализм перевернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделяла проблеме развития; значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс. подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира; Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесение на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. Внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»)
Критический период (начало 70-х гг. XVIII г.) Докритический период (до начала 70-х гг. XVIII) В основе философских исследований лежит проблема познания; интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии; выходят фундаментальные философские произведения, в связи с которыми этот период получил свое наименование: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря взаимодействию, составляющих его частиц; природа имеет свою историю во времени, а не вечна неизменна; природа находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; все живое – результат естественной биологической эволюции; механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину; данной внешней причиной является Бог. Философия Иммануила Канта
Антиномии Ограниченность пространства Простое и сложное Свобода и причинность Наличие Бога Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых В мире нет ничего простого Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и безграничен Критика чистого разума И. Канта
органы чувств человека принимает аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему; картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая не может быть понята разумом; Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира, - «вещей в себе», но не их внутреннего сущность. Схема познавательного процесса внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека; «Критика чистого разума»
Прежние концепции объяснения природы неистинны, поскольку субъективные идеалисты и Фихте природу выводят из сознания человека, а во всех остальных теориях (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы, то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки. Движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное). Природа есть «абсолютное» - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное. Природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, свет). Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Натурфилософия Ф. Шеллинга
Гносеологические идеи Л. Фейербаха Особенности Окружающий мир позноваем, а позновательные возможности безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных возможностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность, и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах. Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (т. е. другими людьми) – человек может жить только в обществе. Необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. Социально- политические взгляды Фейербаха (обусловлены его антропологической философией)
РефлексиЯ Контрольные вопросы Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма? В чем состоит переворот И. Канта в философии? В чем сущность системы абсолютного идеализма Гегеля? Как Вы объясните суть диалектического метода Гегеля?
ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (XIX-XXI вв.)
Западная философия Постпозитивизм; Психоанализ; Структурализм; Прагматизм; Неоклассицизм; Постмодернизм; Герменевтика; Сциентизм и техницизм; Неотомизм; Религиозно-мистический синкретизм. Восточная философия Течения, идейно близкие эзотерической традиции познания – философии «сокровенной мудрости» (оказывают влияние как на восточную, так и на западную философию) Буддизм; Неоиндуизм, Философия йоги; Исламская философия; Религиозно-мистический синкретизм Живая этика (анги-йога) теософия
ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (XIX-XX вв.)
Философия жизни Шопенгауэр, Ницше, Бергсон Неотомизм Жильсон, Маритен, Мерсье Теософия Блаватская. Синнет, Безант, Ла- Дью Антропософия Штейнер Экзистенциализм Кьеркегор, Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер Психоанализ Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм Неортодоксальная религиозная философия Тейяр де Шарден, Бубер, Генон, Бультман, Теллих, Кокс Русская религиозная философия западного зарубежья Бердяев, Шестов, Булгаков, Франк Прагматизм Пирс, Джемс, Дьюи, Хук
Позитивизм Первый позитивизм Конт, Спенсер, Милль Второй позитивизм Мах, Авенариус Неопозитивизм Шлих, Карнап, Нейрат, Рассел, Витгенштейн Неопрагматизм Куэйн, Гудмен, Рорти, Решер Персонализм Бердяев, Шестов, Боун, Ройс, Мунье, Лакруа Феноменология Гуссерль и его последователи Философская антропология Шелер, Гелен, Плеснер Неокантианство Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт Неогегельянство Стерлинг, Кэрд, Бредли, Ройс Марксизм Маркс, Энгельс, Хоркхаймер, Маркузе, Леферв, Адорно, Сартр
Учение «живая этика»Рерихи и последователи Философия науки Поппер, Кун, Лакатос Философия истории Шпенглер, Сорокин, Ясперс, Тойнби Структурализм Леви-Строс, Альтюссер, Фуко, Деррида, Лакан Сциентизм Ростоу, Белл, Тофлер, Масуда, Несбит Синергетика Хакен, Пригожин Политическая философия Ролс, Нозик, Новак, Бжезинский, Киссинджер, Пиментел
Иррационалистическая тенденция в Западной философии XIX-XX вв. «Воля к жизни» Шопенгауер «Воля к власти» Ницше Жизненный порыв», «интуиция» Бергсон Жизнь», «смерть», «страх», «вина» Кьеркегор Духовная интуиция», «скрытые духовные силы» Блаватская, Штейнер Ощущения» Мах, Авенариус Бессознательное», «инстинкты» Фрейд, Адлер, Юнг
Волюнтаризм (универсальный принцип философии Шопенгауэра), согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля. А. Шопенгауер «Мир как воля и представление» Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля таже есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью вещей окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля; мир явлений и мир сущности являются соответственно миром представлений и миром воли; так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде бессознательной, дремлющей воли; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.
Воля (лежит в основе как жизни, так и окружающего мира) Жизнь (стержневое понятие данной философии) – мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека «воля к жизни»; воля внутри самого человека («внутренний стержень»); неуправляемая, бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты; «воля к власти». В большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я». Цель философии, по Ницше, помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру Философия жизни Фридриха Ницше
«Философия жизни» В. Дильтея Философские воззрения Жизнь – способ бытия человека в мире Признаки жизни Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие «жизнь». Согласно Дильтею философия должна прекратить «схоластические» дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучение жизни как особого феномена во всех ее проявлениях.Философ отвергал концепции, согласно которым история – предопределенный и закономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история – цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так в целые народы. Влиять на ход истории невозможно. целостность неразрывное единство с внешним миром наличие многообразного духовного начала
Явления, способствовавшие возникновению марксизма и марксистской философии Марксистская философия была создана совместно немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во 2-й половине XIX в. И является составной частью более широкого учения Главные произведения основателей марксизма предшествующая материалистическая философия; бурное развитие науки и техники; крушение идеалов Великой французской революции их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социально- классовых противоречий и конфликтов; кризис традиционных буржуазных ценностей. «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса; «Роль труда в прцессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса.
Экономическая теория марксизма Порядок установления новых общественно-экономических отношений Основные положения ликвидация частной собственности на средства производства; ликвидация эксплуатации человека человеком и присвоения результатов чужого труда узкой группой лиц; замена частной собственности на средства производства на общественную (государственную); справедливое распределение произведенного продукта. Средства производства - уникальный товар, позволяющие производить товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима рабочая сила. Основной товар – средства производства – сосредотачиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся вынуждена обращаться к собственникам средств производства как рабочая сила. Стоимость произведенного рабочей силой продукта выше стоимости ее труда, разница между ними идет капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства. Выход – установление социалистических общественно-экономических отношений
Основные принципы Фундаментальные понятия Основные вопросы герменевтики Как возможно понимание? Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым; предметом исследования, как правило, является текст; герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций – случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. «герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором теста, самим текстом и читателем; «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания. Герменевтива
Причины, способствовавшие в е гг. ХХ в. расцвету экзистенциализма Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, жизни в целом человека; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека; проблема одиночества человека; проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни. нравственные, экономические и политические кризисы, охватившие человечество в XX в.; бурный рост науки и техники, использование технических достижений во вред человеку; опасность гибели человечества; усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку; распространение фашистских и других тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой и техногенным обществом. Экзистенциализм
Особенности философии К. Ясперса единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой) смерть – конечность бытия свобода эротика, секс человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все», не подозревая о том, кто он такой в действительности, не зная своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я»; однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы; с этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью – высшим бытием; вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – к полному раскрепощению энергии и пониманию некоего высшего абсолюта; человек приближается к трансцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцедентального; «Шифры» трансцедентального
Основные положения философии Ж.-П. Сартра Однако полностью осознать себя человек может только через «для- другого-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира Человек находит свою свободу и проявляет ее в жизненно важном выборе, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти и т.п.) – экзистенциальный выбор. Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», т.е. экзистенциальных решений Проблема ответственности Человек ответствен за все, что он совершает, за самого себя Единственное, за что человек не может отвечать, -это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой Важнейшее условие жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода Свобода человека абсолютна Центральным понятием сартровской философии является для-себя-бытие
Позитивизм Суть теории Основные стадии развития позитивизма Философия должна быть освобождена от ненаучных черт и опираться только на достоверное научное знание; По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера); Махизм; Неопозитивизм; Постпозитивизм.
восточный (Китай, Египет и др.) – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы; античный (Греция, Рим, Средневековье) – осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»; все остальные служат ей и зависят от нее; Германский – осознают себя и свободны все. Позитивистский подход к истории (в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение) Стадии развития общества, выделенные Огюстом Контом Стадии развития общества, выделяемые современными западными философами Позитивистский подход к истории в сравнении с теорией Г. Гегеля Традиционная; доиндустриальная(аграрная); индустриальная; постиндустриальная Традиционная; доиндустриальная; индустриальная
философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимать окружающий мир; логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков (по этим неопозитивизм сближается с герменевтикой); основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки, лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами; Большинство проблем философии должно быть исключено из философии, т.к. она не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения; Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих научного решения) проблем Основные представители Основные идеи Неопозитивизм Философия «Венского кружка» (М. Шлик – основатель; последователи – Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); Представители Львовско- Варшавской школы (А. Татарский, Я. Лукасевич); Б.Рассел ( ); Л. Витгенштейн ( )
Основные проблемы постпозитивизма Основные проблемы современного постпозитивизма Отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки; Главная цель - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания; Смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания; Представители считают, что нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии; По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Проблема фальсификации; Проблема правдоподобия научных теорий; Проблема рациональности; Проблема соизмеримости научных теорий; Проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
Отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными; Выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого надо построить все философские исследования; Под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни; Особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта; Делил опыт на чувственный, сверхестественный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, что в совокупности охватывает все сферы жизни. Считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (т.е. является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью);Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии. Помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) Американский прагматизм. Эмпиризм Д. Дьюи
Три пути совершенствования опыта Д. Дьюи Особенности Социальная реконструкция – совершенствование самого общества – является важнейшим условием совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества. Совершенствование мышления (также на основе научных методов) – третий важнейший путь реконструкции Дьюи обращает внимание на то, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий»; В то же время ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту; Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образование и через образование.
Основные положения Научный метод Д. Дьюи Подход к методу как средству достижения цели, называемый инструментализмом: Выводы, сделанные Дьюи из идей инструментализма и диалектики не может быть «метода вообще» (методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода. метод – порядок приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта; основная задача науки и научного метода – оптимальное достижение человеком своих целей; от того, насколько способствует научный метод достижению целей зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный, а тот метод, который не ведет к цели и усложняет ее достижение, - ложный; следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей.
Философия Зигмунда Фрейда Выводы, сделанные З.Фрейдом Особенности по мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше; это приводит к массовым психозам, всенародной депрессии; а также к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов. согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри; происходят массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру; общество создает заменитель подавленной энергии – ритуалы; Ритуал – коллективное бессознательное – форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия
Рассматриваемые вопросы Особенности Современная теологическая философия бытие Бога как творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. теологическая философия стала ближе к человеку; освободилась от ряда догм; стала большое внимание уделять социальной гармонии, нравственности, миру между народами.
По количеству По качеству Монотеизм (единобожие) Политеизм (многообразие) Атеизм Зооморфизм Антропоморфизм Панлогизм Пантеизм Теизм Деизм Основные религиозные и философские представления о Боге
Проблемы философской антропологии Антропогенез Происхождение и сущность сознания (разума) человека Психический мир человека Скрытые духовные силы человека Проблема существования человека Проблема жизни после смерти Духовное развитие человека Перспективы эволюции человека Смысл жизни человека Проблема свободы и ответственности человека Сущность и природа человека
Персональная сфера высшего бессознательного Психический мир личности Трансперсональная сфера низшего бессознательного Персональная сфера низшего бессознательного Трансперсональная сфера высшего бессознательного Динамическое взаимодействие сознания, высшего и низшего бессознательного (духовное сверхсознательное) сознание Высшая сфера бессознательного Низшая сфера бессознательного (инстинкты, природные и животные импульсы) Природные и животные импульсы Структура психического мира человека
Факторы, влияющие на формирование сознания человека Согласно теософии и философии Живой Этики Согласно позитивистской научной парадигме X)X-XX вв. Биологическая наследственность Биологическая изменчивость (мутации) Природная среда Социально- культурная среда Прошлые накопления (опыт) трансперсонального духовного ядра Психо-физическое влияние космических тел и процессов Биологическая наследственность Психо-физическая и биологическая изменчивость (мутации) Природная среда Социально-культурная среда
Свобода воли Существует абсолютно Не существует Существует относительно Индетерминизм свободы воли человека Фатализм Диалектические концепции свободы воли человека Анатомизм, исламская теология, европейский механицизм Буддизм, И. Кант, Гегель, марксизм, Живая Этика И. Фихте; М. Мен де Биран
РефлексиЯ Контрольные вопросы В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма? Что общего и каковы разлачия между позитивизмом и материализмом? Почему художественная литература явилась более адекватной формой выражения философии экзистенциалистов, чем их философские трактаты?
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Общая характеристика русской философии Особенности в то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада феноменальность русской философии заключается в том, что она развивается исключительно автономно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. Характерные черты Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; Специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык»; Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; Большая роль проблем морали и нравственности; Конкретность; Широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Проблема власти Проблема человека Космизм (восприятие космоса как целостного организма) Проблемы морали и нравственности Проблема идеального общества Проблема государства Проблема будущего Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии) Проблема выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии) Предмет русской философии
Древняя и средневековая русская философия XI-XVII вв. Русское просвещениеXVIII - первая четверть XIX Российский духовный ренессанс Вторая четверть XIX в г. Советский период русской философии гг. Постсоветский период русской философии С 1991 г. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Восточное христианское богословие и философия Славянские просветители Светская литература Ранняя религиозная философия Илларион, Никифор, Грек, Вл. Мономах, Климент Смолятич, Кирилл Туровский Философия христианских ересей Арианство, богомильство, московские антитринитарии, Феодосий Косой, Карп, Дм. Тверитинов Исихазм Феогност, Сергий Радонежский Нестяжатели Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Иван Пересветов Иосифлянство Иосиф Волоцкий, Иван Грозный Теория «Москва – третий Рим» Зосима, Филофей Формирование и развитие русской философии (XI-XVII вв.)
Русская философия (XVIII в.) Русские просветители Татищев, Кантемир, Прокопович, Ломоносов, Десницкий Деистическая натурфилософия Ломоносов Христиансий платонизм Сковорода Последователи Христиана Вольфа Теплов, Щербатов Социальная и политическая философия Радищев Русское масонство Елагин, Шварц, Лопухин, Лабзин
Философия М. В. Ломоносов Философия А. Н. Радищева А.Н.Радищев стоял на последовательно материалистических позициях; Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо-борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. М. В. Ломоносов был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии; М. В. Ломоносовым была выдвинута теория строения вещества, по которой все предметы и материя в целом состоят из мальчайших частиц – материальных монад; Отношение М. В. Ломоносова к Богу - деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога – Творца, но, с другой стороны, не наделял его сверхъестественной силой и возможностями; В философии Ломоносова также уделялась большая роль этике, морали, нравственности Материалистическая философия XVIII в.
ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XVIII-XX вв.)
Ломоносов, Радищев, Ленин Елагин, Шварц, Лопухин, Лабзин Грановский, Бакунин, Герцен, Огарев, Белинский Киреевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы Григорьев, Страхов, Данилевский, Леонтьев, Достоевский Чернышевский, Добролюбов, Писарев Материализм Масонство Западники Славянофилы Почвеники Революционные демократы Ткачев, Лавров, Троцкий, Бухарин Народники
Плеханов, Ленин, Троцкий, Бухарин Новгородцев, Ильин, Вышеславцев, Алексеев Одоевский, Сухово-Кобылин, Федоров, Бугаев, Соловьев, Блаватская, Умов, Циолковский, Флоренский, Чижевский, Рерих, Манеев Блаватская, Рерихи, Абрамов Аксельрод, Деборин, Митин, Ильенков, Мамчур, Степин, Келле, Барулин и др. Русский марксизм Философия права Русский космизм Теософия и учение Живая Этика Марксизм- ленинизм Сковорода, Толстой, Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский, Андреев Религиозная философия
Философия Ф. М. Достоевского Особенности Два варианта пути человека, выделенные Ф.М.Достоевским Ф.М.Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Им было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь богочеловека. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом. Данный путь губителен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
Бессмертие духовной сущности человека Русский космизм Постоянная эволюция жизни Человек в его настоящем виде не является вершиной развития жизни и разума Неизбежность входа человека в космос и его разумное преображение Космическая природа человека и наличие в нем скрытых духовных сил Тесная связь человека и космоса
В трансформированном виде распространен в различных научных концепциях и теориях Христианская философия, исламская философия Психоанализ, философия науки и техники, синергетика, неопозитивизм и др. Буддизм, йога, неоиндуизм, (неоведанта), даосизм Агни-Йога (Живая Этика), теософия, Учение Храма, суфизм «Философия нью-эйдж», восточные неорелигиозные учения, окультная философия и т. д. Диалектический материализм Религиозная философия Отдельные направления западной постклассической философии Восточная философия Течения, идейно близкие эзотерической традиции Восточный и западный религиозно-мистический синкретизм Разновидности и распростронение Философские течения (XX-XXI вв.)
Метафизический проект науки Диалектический проект науки Социальная философия Индивидуалистическое общество «образ-репрезентация» «образ-прообраз» Ноосферная концепция Глобальные проблемы современности Теория познания Коллективистское общество Два типа общества ( концепции Н. М. Чуринова)
Метафизика Философия природы Философия человека Философия познания Этическая философия Социальная философия Философия истории Философия культуры Философия политики Философия образования Философия техники Философия религии Философия языка Философия искусства Логика История философии Футуристическая философия Дисциплины современной философии
РефлексиЯ Контрольные вопросы В чем состоят особенности русской философской мысли? В чем принципиальные отличия философских воззрений славянофилов и западников? Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно- философское направление русского космизма? В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии?
ОНТОЛОГИЯ
Структуру бытия Происхождение и длительность бытия Движение и развития бытия Субстанцию бытия Фундаментальные законы бытия Что есть дух? Что есть материя? Что есть жизнь? Что есть сознание и разум? В чем смысл бытия? Онтология изучает
БЫТИЕ Природное бытие Социальное бытие Духовное бытие Компьютерное бытие Бытие естественных природных вещей и процессов Бытие общества как объединения разумных существ Бытие в сфере субъективно-психологической реальности – внутреннем мире разумного существа Бытие в сфере искусственной компьютерной реальности – электронном киберпространстве
Субстанция Движение Развитие Детерминизм Атрибуты природного бытия Многомерность Связь Дифференцированность Сознание Жизнь Организованность Структурность Закономерность
МИР ИДЕЙ (подлинное бытие) Высшая Идея (Благо=Единое) Диада (двойственность) Иерархически соподчиненные различные идеи МИР МАТЕРИИ (небытие) МИР СТАНОВЛЕНИЯ (физический мир чувственно воспринимаемых вещей) Структура бытия Платона
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ САМА ПО СЕБЕ (МИРОВОЙ РАЗУМ=БОГ) ПРИРОДА КАК ИНОБЫТИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ Логическая ступень развития Абсолютной Идеи Природная ступень развития Абсолютной Идеи Человеческая ступень развития Абсолютной Идеи Структура бытия Г. Гегеля
Мегагалактика (доступная изучению часть вселенной) Скопления и системы галактик Галактики Звездные скопления и системы Планетные системы и звезды Планеты Макротела Молекулы Атомы Субэлементарные частицы (протоны, нейтроны и многие др.) Элементарные частицы (кварки+частицы – переносчики взаимодействий) Физический вакуум (особое состояние материи) Мегамир Макромир Микромир Уровни организации материи в космосе ? ?
ДИАЛЕКТИКА идеи ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЗАКОНЫ Все в природе подлежит изменениям и развитию Закон перехода количественных изменений в качественные Закон единства и противостояния противоположностей Закон двойного отрицания В природе существует всеобщая связь вещей друг с другом Все в природе обладает полярностью и противоречивостью Противоречивое взаимодействие противоположностей
РефлексиЯ Контрольные вопросы Какие основные проблемы онтологии? Как связана онтология с другими разделами философии? Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются?
ГНОСЕОЛОГИЯ
Познаваем ли мир? Способности познания человека Как человек познает мир? Что есть истина? Каковы критерии истины? Что такое знание? Фундаментальные законы познания Различные виды познания (религиозное, научное и т.д.) Гносеология изучает
Основу человеческого познания составляют чувства Основу человеческого познания составляет опыт ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ сенсуализм интуитивизм Основу человеческого познания составляет интуиция(иррациональные способности сознания) эмпиризм рационализм Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции Основу человеческого познания составляет разум синтетическая концепция
ФОРМЫ РАЦИНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Словесный символ, выражающий словесные признаки предмета Совокупность по смыслу связанных между собой понятий Совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики
Полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо Истинное, но неполное знание о чем-либо АБСОЛЮТНАЯОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯСУБЪЕКТИВНАЯ Истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта) Истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать
Предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы Объективность и достоверность познания Предполагается познаваемость мира НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Высшим авторитетом считается только объективная истина Применяются теоретические и экспериментальные методы познания Применяются математические методы описания Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.)
РефлексиЯ Контрольные вопросы Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? Что такое субъект и объект познания? Что рассматривается философами в качестве критериев истины? Каковы цели познания?
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социальная философия изучает Сущность общества Происхождение общества Структуру общества Фундаментальные закономерности общественного развития Перспективы общественного развития Закономерности функционирования общественной системы
Общество Определение Характеристики Общество – форма разумно организованной, культурной жизни и деятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями Целостность Самоорганизуемость Динамичность Способность развиваться Закономерность Самоуправляемость
Духовные учения Религии Философия Наука Образование Право Мораль Искусство Идеология Народности Нации Мужчины-женщины Классы Партии Возрастные группы Группы по интересам и т.д. Предприятия (заводы, фабрики, фирмы, артели, банки и т.д.) производственные отношения Духовная Материальная Социальная Политическая Государство Политические партии Общественно- политические союзы Профсоюзы Международные политические организации и объединения Сферы жизни общества
Человек – особое существо, явление природы, обладающее способностью к глубокому абстрактному мышлению, усвоению достижений культуры. Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, ценностей, целей. Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Общественная природа человека, факторы его развития Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеют практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
Определенные цели Целеполагание Достижение цели Производство материальных благ Отражение действительности Объективные условия: естественные законы Субъективные условия: Воля, эмоции Практика Природа человека в историко-философском контексте Деятельность
УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ
Развитие Соединение элементов в систему Становление (возникновение) Критерии прогресса Возрастание возможностей системы Сокращение Возможностей системы Распад системы на элементы Восходящая ветвь (доминирование прогресса) Нисходящая ветвь (доминирование регресса) Исчезновение Системные Энергетические информационные
РАЗЛИЧНОЕ ПОНИМАНИЕ СУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Происхождение триады: Аграрная цивилизация- Индустриальная цивилизация- Цивилизация «третьей волны» (О. Тоффлер) ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Единой линии развития нет (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер ) Единая линия развития для всех Обществ (К. Маркс, О. Тоффлер, Р. Арон, Д. Белл) Смена общественно-исторических(экономических) формаций (К.Маркс) Происхождение триады: Доиндустриальное ( «традиционное») общество- индустриальное- Постиндустриальное (Д. Белл, Р. Арон)
Культурологический подход О. Шпенглера Особенности Центральное понятие данного подхода - культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Культурологический подход был Особенно популярен в Европе в 1-й половине ХХ в. Восемь культур, выделенных Шпенглером индийская; китайская; вавилонская; египетская; античная; арабская; русская; западно- европейская Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, предшествующий ее смерти.
Типы цивилизаций Информационная Индустриально- информационная Индустриальная Аграрная Первобытнообщинная Варварство (нецивилизованное состояние общества) ?
Типы развития общества Революционный Эволюционный Войны Политические перевороты Социально- политические революции Восстания Научные революции Технические революции Реформы Смена власти как результат традиции или выборов Естественная динамика идей, теорий, концепций, идеологий Свободная трансформация социальной иерархии и уклада Социальная мобильность Межкультурный диалог
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Глобальные проблемы Масштабность Острота Комплексность Представляют значимость не для отдельных регионов, а для человечества в целом Все глобальные проблемы требуют незамедлительного решения Все проблемы, имеющие глобальный характер, тесно связаны друг с другом
Группы глобальных проблем Отношения между государствами Отношения «человек-природа» Отношения «человек-общество» Сохранение мира, выравнивание экономического и социального развития всех стран Ресурсы, энергетика, продовольствие Образование, здравоохранение, культура
Приоритет коллективного, духовного; главенство нравственных норм; творчество; диалектика, вселенность. Духовные потребности Человек Материальные потребности Рационализм, индивидуализм, гедонизм, главенство правовых, а не нравственных норм существования, культ свободы.
Глобалистика Футурология Пессимистические Образы будущего Оптимистические Образы будущего
РефлексиЯ Контрольные вопросы В чем опасность «рационалистического» отношения к Природе? Существует ли смысл и цель в истории? Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? Что такое аксиология?