Классификация профессий
Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков). Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков). Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью. Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью. Классификация профессий – объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам. Классификация профессий – объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
Классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым Каждый вид труда имеет следующие компоненты:
Первый уровень классификации Человек - техника (Ч – Т, машины, механизмы, технические системы ) Человек – природа (Ч – П, животные, растения ) Человек – человек (Ч – Ч, люди, группы, коллективы ) Человек – знаковая система (Ч – З, тексты, цифры, карты, знаки, шифры, коды ) Человек – художественный образ (Ч – Х, литература, живопись, искусство ) По предмету труда (типы профессий)
Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: Воспитатель детского сада Токарь Пожарный Ветеринар Продавец Медсестра Фотограф Водитель Задание 1
Требования профессий, предъявляемые к человеку: «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»: главное содержание труда направлено на взаимодействие между людьми. Поэтому для работы с людьми необходимы такие качества: - - умение легко вступать в контакт с людьми; - - умение сдерживать эмоции; - - умение убеждать людей; - - способность помнить, держать в уме информацию о многих людях; - - умение слушать и слышать, учитывать мнение другого человека
Требования профессий, предъявляемые к человеку: «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»: главное для специалиста данных профессий - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие. Для работы с людьми необходимы такие качества: - - художественные способности; - - наблюдательность, - - зрительная память; - - развитые эстетические чувства; - - творческое воображение; - - аналитическое нестандартное мышление
Требования профессий, предъявляемые к человеку: «ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»: специалисту, который работает со знаками, важно иметь: - - хорошую память; - - способность к длительной концентрации внимания; - - хорошие переключаемость и распределение внимания; - - точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, усидчивость, терпение
Требования профессий, предъявляемые к человеку: «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»: представителей этих профессий объединяет любовь к природе. - - развитое воображение; - - хорошая зрительная память; - - наблюдательность; - - способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы СОДЕРЖАНИЕ
Требования профессий, предъявляемые к человеку: «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»: специалисты данной профессии должны обладать такими качествами как: - - точное зрительное, слуховое, вибрационное восприятие; - - хорошая координация движений; - - развитое техническое и творческое мышление и воображение; - - умение переключать и концентрировать внимание; - - наблюдательность СОДЕРЖАНИЕ
Пирамида профессий Типы профессий (Ч – Т, Ч – П, Ч – Ч, Ч – З, Ч – Х)
Второй уровень классификации Гностические (Г) – профессии, связанные с познавательным трудом. Цель труда: распознать, различить, выявить, найти, оценить, проверить, определить Преобразующие (П) – профессии, связанные с воздействием на предмет труда с целью изменения или сохранения его свойств. Цель труда: обработать, переместить, организовать, собрать, преобразовать Изыскательские (И) - профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи. Цель труда: изобрести, спроектировать, создать новое, сконструировать По цели труда (классы профессий)
Примеры профессий
Пирамида профессий Классы профессий (Г, П, И) Типы профессий (Ч – Т, Ч – П, Ч – Ч, Ч – З, Ч – Х)
Определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: Кулинар Модельер Парикмахер Программист Писатель Следователь Агроном Водитель такси Задание 2
Третий уровень классификации По орудиям труда (отделы профессий) Профессии с функциональными орудиями труда (Ф) Профессии ручного труда (Р) Профессии машинно-ручного труда (механизированного) (М) Профессии автоматизированного труда (А)
Примеры профессий
Пирамида профессий Отделы профессий (Р, М, А, Ф) Типы профессий (Ч – Т, Ч – П, Ч – Ч, Ч – З, Ч – Х) Классы профессий (Г, П, И)
Распределите ниже перечисленные орудия труда по отделам профессий: Трактор Лопата Телефон Лупа Стиральная машина Фотоаппарат Автомобиль Шприц Задание 3
Четвертый уровень классификации Открытый воздух (О) Повышенная моральная ответственность (М) Необычные условия (Н) Бытовой микроклимат (Б) По условиям труда (группы профессий)
Примеры профессий
Пирамида профессий Группы профессий (Б, О, Н, М) Типы профессий (Ч – Т, Ч – П, Ч – Ч, Ч – З, Ч – Х) Классы профессий (Г, П, И) Отделы профессий (Р, М, А, Ф)
Распределите ниже приведенные профессии и специальности по группам профессий: Учитель Бухгалтер Водолаз Геолог Следователь Монтажник-высотник Чертежник Библиотекарь Задание 4
Формула профессии Опираясь на схему, можно составить формулу профессии, состоящую из четырех букв, где: первая указывает тип, первая указывает тип, вторая класс, вторая класс, третья отдел, третья отдел, четвертая группу профессии. четвертая группу профессии. Например, формулу профессии учителя, можно записать так: ЧПФМ, где: Ч предмет труда, в данном случае это человек; П цель труда учителя является преобразующей; Ф использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.); М профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.