Защита прав потребителей Автор: Мария Марусина 11 А
Защита прав потребителей комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
Потребитель -гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Права Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП) Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП)3. Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП) Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ. Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ) Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи Ответственность Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП) -неустойка -возмещение убытков -штраф.
Источники правового регулирования в России Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г I «О защите прав потребителей» Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральный закон от ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты Резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
Роль государства Государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению.
Распространенные вопросы Каковы последствие нарушения права потребителя на информацию? -договор может быть расторгнут по требованию потребителя (ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ) Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? -Потребитель, которому продан некачественный товар вправе по своему выбору потребовать от продавца замены товара, соразмерного уменьшения цены и тд. (ст.18 ЗПП) В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? -покупатель вправе в теч. 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму (ст 502 ГК РФ)