Игра-викторина «Как узнать зиму?».
Цель: создать атмосферу соревнования, сплочённости детей. Задачи: обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать логическое мышление, слуховое внимание и память. Оборудование: материал для рисования (листы ватмана, гуашь, кисти), картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением диких животных.
Ход игры-викторины Дети рассаживаются за столы. Объявляется тема викторины. Условие: за каждый правильный ответ ребята получают фишку. Ведущий читает стихотворение «Вы узнаете зиму?» Кругом глубокие снега, Куда я взгляд не кину, Метёт и кружится пурга Вы узнаете зиму? Заснули реки подо льдом, Застыли, недвижимы. Горят сугробы серебром. Вы узнаете зиму? На лыжах мчимся мы с горы, Нам ветер дует в спину. Нет веселее той поры! Вы узнаете зиму? Мы принесли густую ель На праздник наш любимый. Повесим бусы мы на ней. Вы узнаете зиму?
Ведущий читает стихотворение.
Задание 1. «Назови признаки зимы» Ведущий: Каждая команда по очереди перечисляет признаки зимы. (По каким признакам мы узнаем зиму?) *Зимой самые короткие дни и длинные ночи. *Солнце стоит высоко и греет мало. *Небо часто серое. *Зимой бывают метель, вьюга, снегопад. *Реки и озёра покрыты льдом. *На окнах мороз рисует причудливые узоры. *Деревья и кусты стоят без листьев. *Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю. *Остались только зимующие птицы. *Зайчик и белочка поменяли свои шубки. *Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах. *У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки. *На полях делают снегозадержание. *Люди носят зимнюю одежду и т.д.
Дружно отвечаем на вопросы.
Задание 2. «Подберите слово». Ребята подбирают слова-признаки к заданным словам. Заданное слово «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д. Заданное слово « СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т.д. Заданное слово «МОРОЗ» – жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой и т.д.
Задание 3. «Назови птицу» Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание: а) по очереди перечислить зимующих птиц, б) узнать на картинках и назвать зимующих птиц.
Ребята хорошо знают зимующих птиц.
Задание 4 «Скажи слово» а) Ведущий читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово: - Заяц зимой белый, а летом… - Белка живёт в дупле, а ёж … - У лисы хвост длинный, а у зайца … - Заяц пушистый, а ёж … - Белка зимой серая, а летом … - Лиса живёт в норе, а волк … - У зайца хвост короткий, а уши … - Ёж маленький, а медведь … - Сова спит днём, а охотится … б) Ведущий: Мы перешли к диким животным. Предлагаю вам узнать диких животных на картинках и назвать. Ведущий: Я называю слово – признак, а вы должны определить к какому животному или птице это относится, например: мудрая – сова. Трусливый… (заяц) Голодный… (волк) Хитрая… (лиса) Косолапый… (медведь) Зубастый… (волк) Колючий … (ёж)
Узнайте диких животных и назовите их.
Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок. 1. Наступили холода, Обернулась в лёд вода, Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (зимой) 2. Кто поляны белит белым. И на спинах пишет мелом. Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины? (зима) 3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима) 4. Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза – уголки, Руки – сучки. Холодная, большая, Кто я такая? (снежная баба)
5. Я катаюсь на нём до вечерней поры, Но ленивый мой конь возит только с горы. А на горку всегда сам пешком я хожу, И коня своего за верёвку вожу (санки) 6. Деревянные кони По снегу бегут, А в снег не проваливаются (лыжи) 7. Два коня у меня, два коня, По льду они возят меня, А лёд твёрдый, каменный (коньки) 8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер) 9. Как по небу с севера Плыла лебедь серая. Плыла лебедь сытая, Вниз кидала – сыпала На поля, озёрушки Белый пух да пёрышки (снежная туча) 10. Подморозило вчера Налетела мошкара. И от этой мошкары Стали белыми дворы (снег)
Творческое задание: «Рисуем зиму».
Рисуем зиму.
Вот какая у нас зима.
Теперь посчитаем фишки и подведем итоги.
Викторина закончилась. Все прекрасно справились с заданиями!