« Применение активных методов обучения для повышения качества профессионального образования » Зеленодольский механический колледж
Введение Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии где сказано: «Методы обучения - способы работы преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности». В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно- иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично- поисковые (эвристические) и исследовательские (М.Н. Скаткин, И.Л. Лернер)
Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.). Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно- познавательную деятельность.
Задачи 1)подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Важнейшие задачи образования повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных технологий повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных технологий применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); адаптация современных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;адаптация современных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; разработка современных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации для эффективного применения в профессиональной деятельности;разработка современных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации для эффективного применения в профессиональной деятельности; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; разработка современных технологий дистанционного обучения;разработка современных технологий дистанционного обучения; совершенствование методического обеспечения учебного процесса ;совершенствование методического обеспечения учебного процесса ;
Преимущества использования АМО в образовании перед традиционным обучением АМО значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Современные методы и способы АМО позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. АМО вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. использование АМО в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. АМО позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом..
Комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными на занятие Вхождение в содержание (должна носить проблемный характер для повышения познавательной активности учащихся); Диагностика исходного уровня знаний (цель – систематизировать необходимые знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин, указать на имеющиеся недочеты и пробелы в знаниях для дальнейшего их усвоения); Анализ конкретных ситуаций (состоит в изучении и принятии решений по ситуации). Конкретные ситуации часто классифицируют по учебной функции:
Конкретные ситуации часто классифицируют по учебной функции: Ситуация – проблема, где необходимо выявить и сформулировать проблему Ситуация – оценка, где обучаемый должен определить, оценить правильность совершенного действия; Ситуация – иллюстрация, которая подтверждает или отвергает некоторые теоретические положения или законы; Ситуация – упражнение – когда обучающиеся должны выполнять практические действия с информацией или предметом; Рефлексия – заключается в проведении самоанализа и анализа той ситуации, которая была задана.
Основные направления использования АМО в учебном процессе внедрение инновационных методов обучения; применение технических средств обучения; всестороннее развитие навыков и умений самообразования;
Уровни готовности преподавателей к использованию АМО в учебном процессе Уровень готовности к использованию АМО Краткая характеристика уровня Возможные требования к уровню АМО - осведомленность Преподаватель знает об особенности работы с АМО Формулирует запрос в общем, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Использование педагогических возможностей АМО на стартовом уровне.
АМО - грамотность Использует АМО на уровне Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Проектирование домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации. АМО - компетентность Используют АМО для организации контроля знаний обучающихся (например, тесты). Для проведения эксперимента, обработки статистических данных. Умеют добывать информацию. Публикуют свои разработки. Использование современных образовательных технологий: интегрированные уроки, Использование для самостоятельного изучения и создания собственных ресурсов.
Информационная культура Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты. Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно- исследовательского эксперимента, на эффективность обучения по предмету.
Уровни готовности педагогов к использованию АМО в учебном процессе Стартовый уровень готовности к использованию АМО Уровень методической поддержки (преимущественные формы и методы) Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств АМО, что используют (требования к педагогам) Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп. Компьютерная грамотность Использование на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов.
Компьютерная грамотность Проектная деятельность: индивидуальная, совместная. Использование ресурсов сетевых сообществ: участие в работе, представление своих разработок. Используют для организации контроля знаний учащихся (тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных Умеют добывать информацию. Публикуют свои методические разработки. Участвуют в сетевых сообществах.
АМО - компетентность Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента. Использование дистанционных средств обучения. Информационная культура. Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, инновационные учебно- методические комплекты.
Цели использования современных технологий 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации через компьютер;формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации через компьютер;
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Влияние использования технологий АМО на ученика АМО способствует повышению познавательного интереса к предмету;АМО способствует повышению познавательного интереса к предмету; АМО содействует росту успеваемости обучающихся по предмету;АМО содействует росту успеваемости обучающихся по предмету; АМО позволяет обучающимся проявить себя в новой роли;АМО позволяет обучающимся проявить себя в новой роли; АМО формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;АМО формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; АМО способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося.АМО способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося.
Влияние использования технологий АМО на учителя Использование АМО дают: экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегративный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции обучающихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Активные и интерактивные методы обучения отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса : активизируют мышление, самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения; развивают партнерские отношения в процессе совместной деятельности; повышают результативность обучения, за счет глубины и скорости ее переработки; дают возможность приобретения опыта решения ситуативных и производственных задач.
Новые государственные образовательные стандарты РФ могут быть реализованы: - индивидуализация обучения, когда время диктует необходимость создания системы многоуровневой подготовки специалистов; - элективность предоставление студентам максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ; - контекстный подход подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности;
Лекция визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого- педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения.
Лекция запланированными ошибками была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Лекция-пресс-конференция Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы.
Лекция с разбором конкретной ситуации по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда. Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.