Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 города Кореновска классный час для учащихся 6 класса « Основы потребительской грамотности » Подготовила учитель истории: М.П.Марабян 2012
Бармина Елена Вячеславовнам
Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести (пусть даже наши намерения тянутся месяцами). Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями,
то есть обладаем определенными правами и обязанностями, предусмотренными для нас Законом «О защите прав потребителей» (это «библия потребителя») и Гражданский кодекс Российской Федерации.
Все мы слышали фразу « Покупатель всегда прав !»; вероятнее всего, знаем о существовании закона ; возможно, кто - то его даже читал, но при этом не каждый представ ляет себе, как этот закон работает.
. Действительно, есть много нюансов, которые нам в принципе и не интересны. Но только до тех пор, пока мы не сталкиваемся с наруше нием своих потребительских прав. И вот тогда наступает время защищать свои права.. А как защищать ?. Что делать ?. Куда обращаться ?. Какие заявления писать ?. Как вообще вернуть свои деньги ?
Ответы на все эти вопросы мы постарались дать в нашей теме. Надеемся, что она поможет сохранить вам ваши деньги и, что самое главное, нервы и здоровье. Ведь споры бывают очень сложными, и готовиться к ним следует более чем тщательно.
Ошибаются те потребители, которые думают, что начинать защищать свои права следует тогда, когда выяснилось, например, что срок годности купленной колбасы истек еще вчера или что в наборе для ванной комнаты не хватает некоторых деталей. Если следовать такой логике, то зачастую отстоять свои права будет просто невозможно. Поэтому начинать защиту своих прав стоит еще до покупки или хотя бы во время нее, но уж точно никак не после.
По Закону потребителем считается тот гражданин, который : намерен заказать или приобрести товар заказывает или приобретает товар ( услугу ) использует товар ( услугу ) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуще ствлением предпринимательской деятельности.
. потребитель - гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары ( работы, услуги ) для личных бытовых нужд ; « Продавец » - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи.
Основные права Право на выбор Право на информацию Право на безопасность Право на удовлетворения базовых потребностей Право на возмещение ущерба И другие права… ………
Потребитель имеет право на то, чтобы товары ( работы, услуги ) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды.
На товары, использование которых дольше определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки службы (годности).
Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет
Срок годности - период, по истечении которого товар ( работа ) считается непригодным для использования по назначению. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию. Возьмем любой пищевой продукт и увидим на упаковке « годен до » или « срок годности столько - то дней ( месяцев ) со дня производства ». Если такой информации на продукте нет – это серьезное нарушение.
Если товар причинил вред из - за того, что изготовитель не предоставил потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировке то он несет обязательную ответственность.
Потребитель вправе потребовать от продавца ( изготовителя, исполнителя ) предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых им товарах ( работах, услугах ) и о режиме его работы. Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.
Прежде чем сделать покупку ( заказать услугу ) Вы изучаете информацию о товаре. Информация при выборе товара, конкретного производителя – ключевой фактор. Правильная информация – и мы делаем нужный выбор. Сомнительная информация – и мы разочарованы. А может быть и такая ситуация, когда отсутствие информации, уже после покупки товара, приведет к его поломке.
Информация о товаре ( работе, услуге ) должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке в документации, прилагаемой к товарам. Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается не предоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя
То есть, если на этикетке или в документе на товар информация предоставлена только на иностранном языке, в этом случае вы можете смело заявлять о том, что необходимые сведения о товаре вы не получили. Потребитель не обязан знать иностранные языки, и не обязан утруждать себя чтением « по словарю ».
В праве потребовать замены на товар этой же марки потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Вышеперечисленные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель в данном случае свободен в выборе ( п. 2 ст. 18).
Потребитель должен быть грамотным. Для этого ему необходимо много знать о своих правах. А что вы посоветуете человеку, который ничего не знает по данному вопросу ?