Воспитание экологической культуры школьников на уроках биологии и во внеклассной работе (из опыта работы) Опыт обобщила Копылова Елена Анатольевна, учитель биологии МКОУ Вековская основная общеобразовательная школа
Информационно – справочные сведения об опыте. - Длительность функционирования опыта: с год - Место функционирования опыта: МКОУ Вековская ООШ - Наличие новизны опыта: рационализаторский
Технологические сведения об опыте. 1. Актуальность опыта. Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках биологии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей находилась в противоречии с сохранением природной среды. Человек научился добывать металлы и ископаемое топливо, перегородил плотинами реки и на месте бескрайних лесов проложил дороги, построил заводы. Человечество было так увлечено развитием своего экономического могущества, что не заметило, как в реках и морях стала погибать рыба, отравленная промышленными стоками, как стали исчезать леса и ценные виды животных. Воздух в городах стал грязным из-за автомобильных выхлопных газов, дыма заводов и тепловых электростанций. Люди задумались о том, как сохранить свой дом – Землю. Одна из причин этой экологической катастрофы кроется в незнании основных законов природы. В природе все взаимосвязано, поэтому началом решения проблемы является необходимость экологического воспитания подрастающего поколения.
2. Ведущая идея опыта Воспитание экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе.
3. Педагогические задачи, решаемые в опыте - Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих стремление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности. - Развитие личностных качеств учащихся, формирование у них экологически значимых стереотипов поведения и осознание природоохранных идеалов. - Развитие умения оценивать свое воздействие на окружающую природную среду с точки зрения не только своего благополучия, но и гармонии взаимоотношений в системе «природа и общество».
Экологическое обучение и воспитание на уроках биологии. Многие уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического краеведческого материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, наглядные демонстрационные материалы). Проводятся «уроки под открытым небом» по изучению отдельных тем, в виде экскурсий в природу. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ.
Исследовательские работы детей
Экологическое воспитание во внеурочное время Выступление агитбригады в начальной школе Игра в начальной школе «Мягкие лапки, а в них царапки» Игра «Поезд здоровья» Игра «Знатоки природы» «Сохраним Землю» Осенние посиделки Игра «Что, где, когда?»
Экологическое воспитание во внеурочное время Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылке» Конкурс поделок из природного материала Конкурс «Мой любимый питомец» Экологические конференции Листовки в поселок Кружок «Цветоводство»
Экологическое воспитание во внеурочное время Конкурс плакатов Благоустройство территории школы Посадка деревьев «Очистим планету от мусора» экологические отряды школы
Экологическое воспитание во внеурочное время Викторина «Знаешь ли ты птиц нашей местности» «День птиц» Конкурс рисунков и поделок К акции «Покормите птиц зимой» Акция «Кормушка» Участие в районном конкурсе агитбригад Участие в районной научно- исследовательской экспедиции
Результативность опыта - - Результаты итоговой аттестации: 2013 год - 100% успев. 100 % кач. - Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии (Матерухин А.-диплом призер) 2013 год. - Победители районного конкурса экологических агитбригад «Землянам чистую планету» 1 место-грамота 2013 год. - С 2009 года являюсь активным участником акций Национального парка «Мещера», таких как: - «Покормите птиц» грамоты - «Марш парков» дипломы - «Делами добрыми едины» грамоты - С 2012 года факультатив «Азбука здоровья» - С руководитель объединения дополнительного образования детей «Цветоводство» - С руководитель кружка «Юный эколог» - С 2013 года руководитель объединения дополнительного образования детей «Юный натуралист» - Проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия по линии ШМО: урок биологии в 6 классе «Приспособления растений к среде обитания», «Многообразие голосеменных» - Выступление на общешкольном родительском собрании «Воспитание экологической культуры ребенка» - Обобщение опыта на педагогическом совете учителей (Приказ 94/4 от 27 мая 2014 года)
V. Перспективы развития опыта. Экологическое воспитание учащихся обучающихся на уроках биологии и внеклассной работе будет продолжаться в течение последующих лет, потому что экологическое воспитание процесс непрерывный и актуальный в настоящее время. Планируется проведение следующей работы в рамках данной проблемы: - дальнейшая разработка тем по изучению природы своей местности. - внедрение информационных технологий в процессе преподавания биологии. - создание экологической тропы.