Москва, 2009 Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2-я Всероссийская научно-практическая конференция Современный школьный учебник: качество и доступность сентября 2009 года Современный УМК как средство опережающего развития школьников М.С. Цветкова
Москва, 2009
«Наша новая школа» «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем» «…ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Цель Издательство ориентирует формирующееся содержание УМК ЕН на развитие системного мышления школьников на основе математического и информационного моделирования, как современного средства познания природы, становления исследовательской деятельности школьников в системе естественнонаучного образования и формирования единой картины мира
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Математика Математика выступает как системообразующий предмет, обеспечивая изучение реальных химических, физических, биологических процессов математическим аппаратом, формируя навыки анализа и представления о фундаментальных математических понятиях, методах и инструментах формализации получаемых знаний, гарантируя «…приобретение навыков логического и алгоритмического мышления» Здесь и далее цитирование по: Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Рос. акад. образования. М., 2008.
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Информатика «…Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой мета дисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь» Информатика выступает как связующий компонент системы естественнонаучного образования в школе, являясь методологической и методической базой познавательной деятельности учащихся на основе преобразования формальных представлений исследуемых процессов в их информационные модели
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Физика Физика, используя методы научного познания и математический аппарат, изучает физические явления, двигаясь от эмпирических фактов через гипотезу и модель к научной теории. «…школьный курс физики системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии»
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Химия «…химические знания, наряду с физическими, находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний, необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно»
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Биология Биология дает возможность полнее всего применять для решения реальных проблем физические и химические знания. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах – организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям.
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Задачи 1. Обеспечение соответствия содержания УМК концепции образовательных стандартов второго поколения 2. Безусловная реализация требований действующих ГОС и кодификаторов ЕГЭ 3. Максимальный учёт в составе УМК учебных потребностей как ученика, так и учителя 4. Ориентация на использование разнообразных технических ресурсов по предмету и цифрового оборудования для ЕН лабораторий 5. Ориентация на использование государственных и авторских цифровых образовательных ресурсов 6. Обеспечение единства всех УМК средствами унифицированного аппарата навигации по учебникам
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии 1. Состав УМК отражает принцип комплектарности учебно- методических материалов, направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области. Каждый элемент комплекса дополняет содержание и функциональные возможности другого УМК включает в себя: полиграфические издания; электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое видео на DVD, сетевые образовательные ресурсы; взаимодействие авторского коллектива УМК с учителями на сайте методической службы; видеолекции и сетевые консультации. Комплекс таких материалов обеспечивает потребности учащегося и учителя в изучении предмета
Москва, 2009
УМК «Естествознание – 21 век» Критерии 2. Полнота охвата учебными материалами каждой ступени образовательного стандарта по предмету. Все дидактические единицы предмета, заявленные в ГОС для данной ступени образования, обязательно отражаются в материалах УМК с различными уровнями глубины их освоения
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии Примеры таблиц соответствия содержания УМК ГОС и КИМ ЕГЭ
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии 3. Доступность УМК в работе ученика и учителя с учётом неразрывной связи учебника и практикума по предмету (вариативность и навигационные возможности УМК)
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии 4. Наличие обратной связи с потребителем: представление УМК на сайте методической службы издательства в форме авторской мастерской и лектория. Обязательная горячая линия (почтовый ящик, форум) с авторским коллективом, непрерывная работа по развитию и обновлению электронных составляющих УМК
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии Сетевые авторские мастерские и лектории
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии Видеокурсы: образовательное кольцо Участники образовательного кольца: Москва - БИНОМ Нальчик и школы КБР Петрозаводск Новосибирск Якутск Иркутск Архангельск Екатеринбург
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии 5. Включение в предметные задания элементов математического и информационного моделирования явлений и процессов в физике, химии и биологии, реализация этих моделей средствами компьютерного моделирования: Схемы и таблицы (информационные структуры) Множества и отношения (видовое разнообразие) Логические и алгоритмические инструменты исследования (индукция и дедукция, формализация, корреляции, связи, закономерности) Понятие системы (система счисления, информационная система, система единиц измерения, система координат, периодическая система, систематика растений и животных) Изучение моделей на основе синтеза и анализа (модель строения атома, модель фотосинтеза и биосинтеза белка, материальная точка, математический маятник, модели молекул химических соединений, модель идеального газа и др.)
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии Средства компьютерного моделирования для учащихся (
Москва, 2009 УМК «Естествознание – 21 век» Критерии Такой подход определяет новое качество содержания ЕН обучения, позволяет системно объединить все предметные знания в единую картину мира, подготовить учащихся к исследовательской деятельности, усилить их познавательный интерес, развить творческие способности и сформировать потребности в дальнейшем профессиональном образовании
Москва, 2009 Состав УМК ЕН
Москва, 2009 ЦОР к УМК Федеральный портал «Российское образование» Перечень Федеральных образовательных порталов Единая коллекция ЦОР Электронные образовательные ресурсы «Школьная медиатека» Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Авторские ЦОР и ЦОР издательства БИНОМ
Москва, 2009 Наши авторы: информатика Матвеева Наталья Владимировна, к.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), автор УМК по информатике для классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ Могилев Александр Владимирович, д.п.н. профессор, автор учебников информатики в начальной школе и цифрового ресурса Мир информатики, готовит новый курс информатики, направленный на партнерство ребенка с компьютером на основе активного использования ИКТ Плаксин Михаил Александрович, доцент каф. математического обеспечения вычислительных систем Пермского госуниверситета, к.ф.м.н., член-корр. Академии информатизации образования РФ, учитель высшей категории, специалист по ТРИЗ 3-го уровня. Один из идеологов «Пермской версии» курса информатики, предлагающей интеграцию информатики, системологии и ТРИЗ Босова Людмила Леонидовна, Заслуженный учитель РФ, к.п.н., ведущий научный сотрудник ИИО РАО, автор УМК по информатике для 5-7 классов и ЦОР к ним. Автор более 150 научно-методических трудов в области информатизации образования и методики преподавания информатики. Ведущий эксперт НФПК. Учитель информатики МОУ "Ивановская СОШ" Истринского района Московской области Николай Дмитриевич Угринович, к.п.н., зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, автор учебного и программно-методического комплекса по курсу "Информатика и ИКТ" для классов и ЦОР к нему Семакин Игорь Геннадьевич, д.п.н., профессор Пермского государственного университета, автор УМК по информатике для классов и ЦОР по информатике для классов в Единой коллекции
Москва, 2009 Наши авторы: математика, физика Шабунин Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики МФТИ. Автор свыше 200 научных и учебно-методических работ, один из авторов учебников алгебры для 7-11 классов средней школы, учебных пособий для студентов Башмаков Марк Иванович, один из организаторов Всесоюзных олимпиад, журнала "Квант". Автор учебных и научно- популярных книг. В 1989 году учебник по алгебре и началам анализа занял первое место на Всесоюзном конкурсе. Академик РАО, инициаторо проведения в России массовых игровых конкурсов, автор многочисленных международных проектов в области образования. В настоящее время 17 учебников для 1-11 классов входят в Федеральный перечень на год Самоненко Юрий Анатольевич, профессор факультета психологии МГУ, кандидат физ-мат наук, доктор педaгогических наук, Президент Малой академии МГУ Кривченко Игорь Викторович, кандидат ф-м. наук, бизнес-тренер в крупном холдинге. Выпустил более 10 книг и брошюр. Участвовал в работе свыше 10 научно-практических конференций. Валерий Александрович Гусев, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математики МПГУ, автор школьных и вузовских учебников по геометрии и методике её преподавания
Москва, 2009 Наши авторы: биология, химия Михаил Борисович Беркинблит, к.б.н. - старший научный сотрудник ИППИ РАН. Организатор биологического отделения Всероссийской заочной многопредметной школы, автор экспериментальных учебников и задачников по биологии, методических пособий для заочного обучения школьников, научно-популярных книг Юлия Владимировна Малеева, к.б.н. - старший научный сотрудник каф. молекулярной биологии Биологического ф-та МГУ. Участвовала в организации школьных биологических олимпиад МГУ. Автор экспериментальных учебников по биологии Сергей Менделевич Глаголев, к.б.н. - учитель биологии в профильных классах. Зам. директора гимназии по науке. Руководил биологическим отделением ВЗМШ. Автор методических пособий и экспериментальных учебников по биологии Владимир Викторович Чуб, д.б.н. - доцент кафедры физиологии растений Биологического ф-та МГУ. Автор ряда учебных пособий для биологического отделения ВЗМШ, учебников для ВУЗов, экспериментальных учебников по биологии для средней школы, научно-популярных книг о растениях Жилин Денис Михайлович, к.х.н., учитель химии школы 192 г. Москвы, разработчик наборов "Юный химик" и "Свет и цвет", а также лото "Катионы и анионы", автор книги "Теория систем: опыт построения курса" и ряда учебных и методических пособий Мануйлов Александр Викторович, к.х.н., ведущий научный сотрудник Института педагогических исследований одаренности детей РАО, г. Новосибирск, член Научно- методического совета по химии ФИПИ, г. Москва
Москва, 2009 Методическая служба Сетевые конкурсы и форумы для учителей
Москва, 2009 Опорные школы БИНОМ
Москва, 2009 Системные эффекты УМК ЕН Для ученика 1. Начальная ступень: сформированы элеменеты логического мышления, понятия система и модель 2. Основная ступень: усвоены основы алгоритмического мышления, категории систематизации и моделирования в формировании опыта исследовательской деятельности введены в общеучебную практику 3. Старшая ступень: сформирована культура ЕН исследования как ключевого инструмента перехода к профессиональному образованию выпускника школы
Москва, 2009 Системный эффект УМК ЕН Для учителя 1. В школе формируется единая педагогическая бригада учителей предметов ЕН цикла, позволяющая достичь синергетического результата обучения 2. Обеспечено межпредметное взаимодействие на регулярной основе на всех ступенях обучения 3. Активно используются комплексы ресурсов информационной среды школы и сетевые ресурсы
Москва, 2009 Руководство проекта Директор проектаМ.Н. Бородин – Генеральный директор издательства БИНОМ Научно-методическое сопровождение Методическая служба издательства БИНОМ, директор службы – М.С. Цветкова Экспертиза проекта Экспертная группа издательства БИНОМ (учёные РАО, РАН, МГУ, ПГУ, НГУ, ВГУ и др.) Учителя опорных школ субъектов РФ