Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Утвержден Президентом РФ 29 декабря 2012 года
Президент подписал новый закон об образовании ФЗ об образовании вступает в силу 1 сентября 2013 года
5 ключевых понятий: Рейтинг ПонятиеЧастота упоминания 1ОБУЧЕНИЕ158 2РАЗВИТИЕ (развивающий)88 3СОЦИАЛИЗАЦИЯ (социальный)83 4ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (индивидуальный) 61 5ЛИЧНОСТЬ (личностный)27 Основные понятия, используемые в ФЗ ( статья 2)
Основные понятия, используемые в ФЗ образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государьства; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
Основные понятия, используемые в ФЗ обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Основные понятия, используемые в ФЗ Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-программные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные, электронные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания х/б обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены.
примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государьственных услуг по реализации образовательной программы;
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации ч. 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. ч.3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государьственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые
Ст. 8 Полномочия органов государьственной власти субъектов РФ в сфере образования. Вступает в силу с 1 января 2014 года - Часть 1 пункт 3 и 6 «Обеспечение государьственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования МДОУ (организациях) …, включая расходы на оплату труда, приобретения учебников и учеб. пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, определенными органами государь. Власти (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)
Глава 2. Система образования ч. 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
уровни профессионального образования: - среднее профессиональное образование - высшее образование (бакалавриат) - высшее образование (специалитет, магистратура) - высшее образование (подготовка кадров высшей категории)
Статья 23. Типы образовательных организаций Дошкольная образовательная организация Общеобразовательная организация Профессиональная образовательная организация Образовательная организация высшего образования
Статья 11. Федеральные государьственные образовательные стандарты и федеральные государьственные требования. Образовательные стандарты Федеральные государьственные образовательные стандарты, за исключением федерального государьственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности
Статья 12. Образовательные программы Ч.1 Образовательные программы определяют содержание образования. Ч.3. К основным общеобразовательным программам относятся: П.1 Основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования……..
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов … и уставом образовательной деятельности. Образовательная организации свободны в определении содержания образования, в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими ими образовательным программам.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-коммуникационных сетях, в том числе на в сети «Интернет».
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 33. Обучающиеся 1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: 1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими людьми. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государьственной власти и местного самоуправления образовательной организации оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государьственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 5) защищать права и законные интересы обучающихся; 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций осуществляющих образовательную деятельность работники Статья 46. Право на занятия педагогической деятельностью. Право на занятия педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Статья 47. Правовой статус педагогических работников.
Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Глава 10. Дополнительное образование Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых. -Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. -Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей так и для взрослых.
Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года. Часть 6 статьи 108 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.(При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.)