Классика и современность философской мысли Отработка по философии студентки 4 курса 5 группы Базулько Марии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Advertisements

Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ. ПОЗИТИВИЗМ.
Маркс и марксизм. Карл Маркс ( г.г.) «Философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 2 Позитивисткая традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Презентация по культурологии на тему: «Марксистская концепция культуры и ее истории» Подготовили студенты группы Мб-13/11 Корявихина Ксения Корявихин Егор.
Философия XIX века Дегтярёва Полина, ГС-2. Философия XIX века Философия XIX века Философия XIX века включает различные философские направления и школы,
Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.
Философия марксизма.Основное в нём. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Транксрипт:

Классика и современность философской мысли Отработка по философии студентки 4 курса 5 группы Базулько Марии

1. Классика и постклассика - две эпохи в развитии европейской философии В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящее время).

Классическая философия это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля включительно. Постклассика распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Классическая философия приверженность метафизической проблематике объективизм субстанциализм беспредпосылочность философствования признание потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.

Классическая философия высшая абсолютная ценность разума, который рассматривается и как по­ знавательная способность, обладающая сверх опытной сущно­стью свобо­да понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму интенсифицирует интерес к «человеку-в- мире» обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля

Основые стратегии постклассической философии социально-критическая (преодоление созерцательности классической философии) экзистенциально-феноменологическая (отвергает объективизм предшествующей философской традиции) аналитическая (критика субстанциализма философской классики)

2. Позитивизм философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук.

Позитивизм Основоположник: Огюст Конт В программной книге «Дух позитивной философии» Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Этот позитивизм получил название Первого, или классического. На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали различать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом, или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах.

Основные положения позитивизма Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма получение объективного знания. Позитивизм критиковал натурфилософские построения и на всю философию в целом (идея очищения науки от метафизики) «Наука сама себе философия» О. Конт

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту) Теологическая люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Стадия распадается на три ступени. – Фетишизм (фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам). – Политеизм (люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов). – Монотеизм (первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока не открывается главная первопричина Единый Бог). Метафизическая люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Позитивная единственной формой знания становится научное знание.

3. Марксизм философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

3 основных положения марксизма учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма) материалистическое понимание истории (исторический материализм) учение о диктатуре пролетариата

Марксизм Философское учение Учение, повлиявшее на научные концепции Политическое течение

Марксистская философия Диалектический материализм направление в философии, материалистически интерпретированная Марксом Гегеля. Согласно диалектическому материализму: материя это мир как он существует вне сознания; сознание отражение материи в голове человека; движение и развитие мира понимаются, главным образом, как самодвижение. Отсюда задача выявить источник движения в каждом конкретном случае. Диалектический материализм понимает развитие, главным образом, как результат преодоления противоречий, присущих изучаемому предмету.

Марксистская философия Исторический материализм Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: Предельная основа общества материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием способа производства.

4. Основные стратегии философствования в постклассической философии: Специфические особенности социально-критической стратегии: рассматривает жизненный опыт людей в конкретном социальном контексте ее интересуют те аспекты общественных отношений, которые связаны с насилием и притеснением предметом рассмотрения в социально-критических теориях становятся конфликтные ситуации, вызванные противоречиями между различными социальными группами стремление к демистификации наличных идеологических ориентиров, к изучению социальных противоречий и поиску способов борьбы за освобождение

Специфические особенности экзистенциально-феноменологической стратегии: предметом философской рефлексии в феноменологической традиции становится человек – в – мире центральной философской проблемой экзистенциализма является индивидуальное бытие человека: смысл жизни, свобода и ответственность, жизненный путь и человеческая судьба понимание свободы как возможности выбора экзистенция непостижима средствами рационалистической философии и наукой, приблизиться к ее пониманию можно лишь в период «пограничных ситуаций» - моментов глубочайших

Специфические особенности аналитической стратегии: философия понимается как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а, следовательно, и мира центральными проблемами к концу XX века становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации отличается такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям задача критики языка видится не только в определении пределов применения языка, но и в прояснении сути языкового значения, способов его передачи в коммуникации, причин понимания или непонимания его смыслового содержания