Использование ИКТ на уроках биологии Панькова Марина Александровна Учитель биологии МБОУ Частинская СОШ
Основные направления модернизации образования Одним из направлений является внедрение в учебный процесс средств ИКТ, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
Личностные образовательные результаты выпускника (1) готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни; готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
Личностные образовательные результаты выпускника (2) умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Личностные образовательные результаты выпускника (3) владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ; владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала); изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала); формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию; формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию; ориентация на исследовательскую работу школьников; ориентация на исследовательскую работу школьников; ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся; ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся; использование межпредметных связей. использование межпредметных связей.
Информационные технологии в образовании Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. (по В.И. Загвязинскому)
Преимущества использования ИКТ позволяет экономить время на уроке, позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции осуществляется процесс индивидуализации, осуществляется процесс индивидуализации,
Использование в работе средств ИКТ дает повышение мотивации учения; повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся. формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
Основные цели использования ИКТ Направлены на формирование практических навыков, т.е. на то, чтобы научить ученика учиться Направлены на формирование практических навыков, т.е. на то, чтобы научить ученика учиться
Основные направления использования ИКТ (1) 1) при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 1) при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) проведение виртуальных лабораторных работ 2) проведение виртуальных лабораторных работ 3) закрепление изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы, лабораторные работы); 3) закрепление изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы, лабораторные работы); 4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
Основные направления использования ИКТ (2) 5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.); 7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.); 8) дистанционное обучение. 8) дистанционное обучение.
«Традиционный» тип урока с использованием ИКТ. ИКТ рассматривается как средство для решения образовательных задач урока. ИКТ рассматривается как средство для решения образовательных задач урока. 1. Электронные издания на CD- носителях 2. Образовательные Интернет - ресурсы
Нетрадиционные формы урока с использованием ИКТ Мультимедийная лекция. Мультимедийная лекция. Виртуальная лаборатория Виртуальная лаборатория Виртуальная экскурсия ; зоологический музей Московского университета Виртуальная экскурсия ; зоологический музей Московского университета
Использование мультимедиа Кирилл и Мефодий Разработчик универсальных и тематических энциклопедий, обучающих программ, учебных пособий для средней школы, репетиторы для абитуриентов, познавательные программы по культуре и искусству, а также разнообразные игры. Последняя разработка – Виртуальная КМ школа» Физикон Разработчик учебных мультимедийных компьютерных программ и Internet-систем дистанционного обучения в области естественных наук. Выполняет разработки образовательного программного обеспечения по заказам организаций. 1С Разработчик серий учебных программ «1С: Репетитор» по математике, физике, химии, биологии и русскому языку, контрольно-диагностических тестов по орфографии и пунктуации.
Хранилище учебных материалов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов.