Логопедические игры Учитель-логопед: Мусинова Е.В.
Игра «Стиральная машина» Цель: автоматизировать поставленные звуки на материале слов, закреплять знание названий электроприборов. Материал: картинки с изображением предметов одежды. Взрослый сообщает ребенку, что в машине нужно постирать те вещи, в названии которых есть звук Р (С, Ш, Л…). Машина стиральная любит трудиться, Своею работою очень гордится. Белью говорит она: «Эй, замарашки, Пеленки, футболки, штаны и рубашки! К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю, И пятна, и грязь с порошком отстираю. Хорошую баню устрою белью, Хозяйка оценит работу мою!»
Игра «Лягушка убегает от цапли» Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука Ц в слове, развивать фонематический слух. Ход игры Цапля ходит по болоту, Будто ищет там кого-то. Ой, боюсь, что эта цапля Лягушонка хочет сцапать. У ребенка лягушка (см. Приложение). Чтобы убежать от цапли, нужно правильно определять, есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит наличие/отсутствие звука Ц в слове, то идет вперед, если нет, то возвращается назад: стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец
Игра «Холодильник» Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать память, пространственные представления. Варианты игры 1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой). 2. Взрослый просит убрать продукт на полку выше или ниже от предыдущего и т.п. 3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
Игра « Кто быстрее» Цель: закреплять знание основных цветов и геометрических фигур, автоматизировать звуки Р и РЬ. Материал: фишки для обозначения птиц, кубик, на грани которого приклеены геометрические фигуры (красный квадрат, синий круг, зеленый треугольник, желтый квадрат, красный круг, синий треугольник). Ход игры Игроки бросают кубик по очереди. Птичка (фишка) летит на ту фигуру, которая выпала на верхней грани кубика, если выпавшей фигуры нет впереди, следует вернуться назад. Выигрывает тот, кто первым окажется у кормушки. Каждый раз после бросания кубика ребенок называет фигуру и ее цвет.
Игра «Почтальон» Цель: формировать навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах. Конверты с изображением животного или птицы, означают адресата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо). Например: Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки. Логопед. Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого. При затруднении логопед оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».
Игра «Посади самолётик» Цель: закреплять знание основных и оттеночных цветов. Подготовка к игре: вынуть из коробки все самолетики. Ход игры Взрослый просит ребенка посадить самолеты на площадки такого же цвета. Аналогично можно сделать игру для автоматизации или дифференциации звуков. Тогда вместо цветных кружков следует использовать предметные картинки, в названии которых содержится звук, требующий автоматизации.
Игра «Магазин» Цель: учить определять первый звук в слове, место звука в слове, автоматизировать поставленные звуки на материале слов и фраз. Ребенка просят «купить» в магазине только те продукты в названии которых есть звук Р (или другой), а затем определить место звука в этих словах.