Доклад Тема: «Технология работы в парах и группах». Автор – составитель: учитель начальных классов МОУ СОШ 3 Кобзева Т.И. г. Балашов 2013 г
2 Признаки коллективной деятельности: Признаки коллективной деятельности: Решение коллективной познавательной задачи; Распределение обязанностей (ролей); Обмен способами деятельности и взаимопомощь; Контроль за результатами деятельности, который осуществляется прежде всего самими участниками.
3 Игра «Найдём красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того, как ученики 5-6 раз напишут новую букву предлагаю соседям по парте обменяться тетрадями. Найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть её (обвести, поставить под ней точку). Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил. Используя в рассказе знания её элементов, оценивает качество их написания.
4 Игра «Угадай слово». Каждый ученик получает по 2-3 картинки в конверте, соседи по парте договариваются, кто начинает игру, и, не показывая друг другу рисунки, показывает первые слоги названий нарисованных предметов. Каждый в паре должен догадаться и назвать нужное слово, которое начинается с соответствующего слога. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.
5 Игра «Звуковая эстафета». Показываю детям буквы. Соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдые согласные, другой – мягкие).
Игра «Какой звук следующий». Показываю предметную картинку (игрушку), а пара детей по сигналу по очереди начинает последовательно произносить звуки, из которых состоит название предмета, изображённого на картинке. 6
Игра «Задание для товарища». Задание для товарища дети готовят дома: на листке бумаги пишут 3-4 слова с пропущенными буквами. В классе по моему сигналу они обмениваются листками и вставляют пропущенные буквы в слова, которые подготовил им товарищ, потом вместе читают слово и проверяют, как выполнено задание. По вызову дети читают подготовленные учениками слова. 7
Игра «Птичий базар». Дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом учащиеся меняются ролями). 8
Наиболее эффективным методом организации учебного процесса является работа в парах сменного состава. Тема урока: «Сложение и вычитание» 1 класс. Перед уроком были заготовлены карточки с выражениями: 3+2, 4+6, 8-5… На каждой карточке записано выражение с ответом на одной стороне. Далее учащиеся встают в один круг и рассчитываются на первый и второй. Первые номера ( внутренний круг- учителя, а второй – внешний, ученики). 9
Учителя держат карточку. По команде «обсуждаем» все ученики читают пример и решают его. «Учителя» проверяют и поднимают руки вверх – знак готовности пары, если задание выполнено верно. Когда у всех «учителей» руки подняты, звучит новая команда переход хода. По команде все ученики одновременно делают шаг вправо, образуя новую пару. Происходит перемещение по кругу. Вновь звучит команда «обсуждаем» и работа идёт по карточкам нового «учителя». 10
Так продолжается до тех пор, пока каждый не придёт к исходному месту. Затем дети меняются местами вторые номера (внутренний круг) будут учиться, а первые (внешний круг – учениками). При такой организации формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Смена роли «учителя и ученика» оживляет интерес детей и их активность. Карточки можно постепенно усложнять, предлагая решать детям не одно выражение, а два и три. 11
12 «Работа в группах» Урок развития речи. 1 группа - текст – повествование «Зима пришла». 2 группа- текст - описание «Зимний лес» 3 группа- текст – рассуждение «За что я люблю зиму».
«Работа в группах» Рассказ М. Горького «Воробьишка» 1 группа - рисует обложку для книжки или самого Пудика, 2 группа – подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, 3 группа - готовит чтение по ролям. 13
«Работа в группах» Урок русского языка «Определение падежей имён существительных». 1 группа: выпиши имена существительные вместе с предлогами. Укажи падеж. «По реке плывут суда. Ребята читают стихи о маме. На парте лежат учебники.» 2 группа: у ученика в группе лист бумаги. Записать под диктовку предложения «Весенний лес удивляет своей красотой» и передаёт другому ученику. Он записывает второе предложение, которое соответствует содержанию первого предложения т. д. Группа читает получившееся сочинение. Задание: указать падежи существительных. 14
«Работа в группах» 3 группа: впиши раскрывая скобки. «Были в (соседний) лес. Сидели под (могучей) дубом. Любовались (синее) небо. 4 группа: записать данные слова в родительном падеже. «Лес, птица, берёза, дуб, капель». 15
Вывод: Работа в парах, группах оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации и произвольного принятия учебной задачи в любой предметной области. 16
17 Спасибо за внимание! Автор -составитель: Кобзева Татьяна Ивановна.