Биоиндикация воздушных загрязнений города Бородино по состоянию хвои сосны Выполнили: Маслюкова Ульяна, Коструба Лилия, 6 б класс МБОУ СОШ 3 Руководитель: Ефимкина А.И., учитель биологии
В разных уголках города Бородино воздух разной степени чистоты. Существует биоиндикационная методика исследования воздушных загрязнений по состоянию хвои сосны, так как в ее коре, древесине, хвое могут накапливаться загрязняющие вещества, оказывающие влияние на рост и жизнедеятельность дерева. С помощью оценки внешнего состояния хвои мы выяснили, как химические соединения воздуха действуют на хвоинки сосны и узнали, насколько загрязнён воздух в разных районах нашего города. В заключении работы улучшению качества воздушной среды города.
ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Цель: Провести биоиндикационное исследование воздушных загрязнений районов города Бородино по состоянию хвои сосны обыкновенной Проблемный вопрос: Во всех ли уголках нашего города воздух одинаковый по своему качеству? В каких районах он более загрязнён и почему?
Гипотеза: В разных уголках города воздух содержит разное количество вредных веществ. Наиболее загрязнён воздух в местах скопления транспорта и промышленной зоне, а наиболее чистый – в местах, где много растений( вблизи леса). Гипотеза: В разных уголках города воздух содержит разное количество вредных веществ. Наиболее загрязнён воздух в местах скопления транспорта и промышленной зоне, а наиболее чистый – в местах, где много растений( вблизи леса). Задачи: Изучить Интернет- источники, литературу. Ознакомиться с методикой биоиндикации воздушных загрязнений по состоянию хвои сосны. Проанализировать состояние воздуха в различных районах города с помощью метода биоиндикации. Обработать результаты исследования по методике и сформулировать выводы о чистоте воздуха в городе. Сделать выводы о загрязнителях и причинах их возникновения в воздушной среде. По возможности, указать источники загрязнения. Внести свои предложения по улучшению качества воздушной среды города. Оформить результаты исследовательской деятельности, донести сведения до общественности. Подготовить доклад и презентацию. Задачи: Изучить Интернет- источники, литературу. Ознакомиться с методикой биоиндикации воздушных загрязнений по состоянию хвои сосны. Проанализировать состояние воздуха в различных районах города с помощью метода биоиндикации. Обработать результаты исследования по методике и сформулировать выводы о чистоте воздуха в городе. Сделать выводы о загрязнителях и причинах их возникновения в воздушной среде. По возможности, указать источники загрязнения. Внести свои предложения по улучшению качества воздушной среды города. Оформить результаты исследовательской деятельности, донести сведения до общественности. Подготовить доклад и презентацию.
Изучение специалистами экологического состояния воздуха города Бородино Главная экологическая проблема нашего города, по мнению специалистов, - это захламление лесов вокруг Бородино. Особую опасность представляет смог, образованный выхлопными газами автомашин, потому что ядовитые соединения смога останавливают в растениях работу хлорофилла и именно поэтому деревья вокруг дорог в городе кажутся как бы поблёкшими и желтоватыми. Они просто больны!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕТОДИКА БИОИНДИКАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХВОИ Для работы подбирают участки сосновых насаждений, располагающиеся как в условиях сильного загрязнения, так и на мало загрязняемой территории (более удаленной от источника выбросов в атмосферу). На открытом месте подбирают молодые сосны высотой 1-1,5 м, отстоящие друг от друга на м. Если деревья на выбранном участке высоки, то обследование можно проводить с использованием одного из боковых побегов четвертой сверху мутовки. При проведении работы внимательно осматривают хвою второго сверху участка центрального побега (участок предыдущего года) и по шкале определяют класс повреждения и усыхания хвои (при оценке степени повреждения хвои не обращают внимание на более светлую окраску самого кончика хвоинки, поскольку он на самом деле более светлый). Виды повреждения и усыхания хвои могут быть следующими: Для работы подбирают участки сосновых насаждений, располагающиеся как в условиях сильного загрязнения, так и на мало загрязняемой территории (более удаленной от источника выбросов в атмосферу). На открытом месте подбирают молодые сосны высотой 1-1,5 м, отстоящие друг от друга на м. Если деревья на выбранном участке высоки, то обследование можно проводить с использованием одного из боковых побегов четвертой сверху мутовки. При проведении работы внимательно осматривают хвою второго сверху участка центрального побега (участок предыдущего года) и по шкале определяют класс повреждения и усыхания хвои (при оценке степени повреждения хвои не обращают внимание на более светлую окраску самого кончика хвоинки, поскольку он на самом деле более светлый). Виды повреждения и усыхания хвои могут быть следующими:
Виды повреждения и усыхания хвои: а хвоя без пятен (КП1), нет сухих участков (КУ1); б хвоя с небольшим числом мелких пятен (КП2),нет сухих участков (КУ1); в - хвоя с большим числом черных и желтых пятен (КПЗ), усох кончик 25 мм (КУ2); г - усохла треть хвои (КУЗ); д - усохло более половины длины хвои (КУ4); е вся хвоя желтая и сухая (КУ4); КП - класс повреждения (некрозы); КУ класс усыхания хвои При проведении работы для получения достоверных результатов обычно отбирают 200 хвоинок. Разбор их проводится в лаборатории. Все хвоинки делятся на группы в соответствии с выше приведенными классами усыхания и повреждения. После этого сравнивают полученные результаты из разных районов загрязнения.
Примечание: I- идеально чистый воздух, II- чистый, III - относительно чистый («норма»), IV- заметно загрязненный («тревога»), V - грязный («опасно»), VI - очень грязный («вредно»). При проведении данной работы можно также провести оценку продолжительности жизни хвои. Каждая мутовка сверху – год жизни дерева. Определив класс повреждения и продолжительность жизни хвои, можно оценить класс загрязненности воздуха по таблице:
Районы города Виды повреждений Класс поврежден ия Класс усыхания Качество воздух а Вывод СОШ 1ДКУ-4Vгрязный ( « опасно » ) СОШ 2ДКУ-4Vгрязный ( « опасно » ) СОШ 3ГКУ-3IVзаметно загрязненный ( « тревога » ) Бородинский стационар ЕКУ-4VIочень грязный ( « вредно » ) Универсам « Эскадра » БКУ-1IIчистый центральная часть ул.Ленина БКУ-1IIчистый ул. Советская, район стадиона ВКП-3КУ-2IIIотносительно чистый ( « норма » ) ул. им. В.А. Пожарникова ГКУ-3IVзаметно загрязненный ( « тревога » ) Локомотивное депо БКП-2КУ-1IIчистый
Вывод Вывод Самый грязный воздух, согласно проведённому исследованию, в районе стационара (городской больницы), а также в районах школы 1 и 2. Скорее всего, объясняется это тем, что в этих местах находится большое скопление частных домов, где есть печное отопление (гор больница, СОШ 2), либо имеет место близкое расположение к центральной дороге (СОШ 1).
Значительно загрязнён воздух в районе школы 3 и ул. им. Пожарникова. Здесь опасную роль играет близкое расположение котельной 2 и движение промышленного транспорта по объездной дороге, находящейся сразу за школой, а также близость к главной выездной дороге по ул. Ленина.
Качество воздушной среды в районах школ вызывает особую тревогу. Ведь именно в них дети города проводят большую часть дня. Все изученные факты, несомненно, способствуют ухудшению состояния здоровья людей. Если в нашем маленьком городе мы наблюдаем такую «печальную картину», то что же происходит с воздухом в больших городах, мегаполисах?... Просто страшно подумать…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА Проведение акции «За чистый воздух города!» для привлечения внимания общественности к проблеме загрязнения воздуха. Очистка парковых и лесных территорий, прилегающих к городу, от мусора. Высадка саженцев деревьев в наиболее «проблемных» территориях
Спасибо за внимание!