Выполнил: Гулак Е.А. Группа ИЗ-12
12 марта 1685 – 14 января 1753
Сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер «Я избрал ее, писал он Персивалю 3 сентября 1728 года, за ее умственные достоинства и за ее стихийное влечение к книгам». Свадебным подарком, преподнесенным Беркли Анне, была прялка. Семейная жизнь их оказалась счастливой. «Как все мыслители, пишет биограф Беркли, он ценил блаженство одиночества», наслаждаясь семейным уютом. Как и в семье его отца, у Беркли было семеро детей, к которым он относился с большой любовью и заботой.
В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень «бакалавра искусств». В 1707 г. звание научного сотрудника и начал преподавание в колледже. В том же году Беркли завел философский дневник, в котором начал создавать набросок своей будущей философской системы. В 1709 вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское учение - "Новая теория зрения«. Затем издает "Трактат о началах человеческого знания", где высказывает свои философские взгляды. В сентябре 1728 года Беркли отправляется на Род-Айленд. Женился на Анне Форстер. У Беркли было семеро детей. Осенью 1731 года Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаивает христианское вероучение и религиозную мораль. За "Алсифроном" последовало философско-математическое произведение "Аналитик". Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году "Сейрис", в котором были причудливо переплетены терапия, философия и мистика.
Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. "Все, что существует, единично". Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует, что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным. Беркли различает общие и абстрактные идеи. В качестве примеров абстрактных понятий приводятся: протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Нельзя, уверяет Беркли, образовать отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Учение Беркли – субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает "идеи" и "души«. Идеи – это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души – воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности.
По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идей активны. "Идея" является центральным понятием всего учения Беркли. Благодаря такой терминологии "качество" сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли – "идея", элемент чувственности, а не свойство вещи. "Идея" первична. "Вещь" не что иное, как сочетание, комплекса "идей". "Вещь", таким образом вторична. Не качества предполагают определяемую ими вещь, а, наоборот, "вещь" не более чем совокупность качеств, "идей". Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл понятию "качеств", Беркли заявляет, что "не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа… нет иной субстанции, кроме духа". В этом узловом пункте происходит трансформация субъективного идеализма в идеализм объективный.
Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только непознаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя. Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Окружающий мир таким образом сводится к совокупности собственных ощущений познающего объекта. Беркли приходит к выводу, что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реального объективного мира в принципе невозможно. Беркли, с одной стороны утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, не существуют, с другой – что они продолжают существовать в нашей мысли, потому что они воспринимаются богом.
« Бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». « Существовать значит быть воспринимаемым». «Существуют лишь ощущения, а материя не существует. Она предрассудок материалистов».
1. Нам нужно только отдернуть завесу слов, чтобы ясно увидеть великолепнейшее древо познания, плоды которого прекрасны и доступны нашей руке. 2. Те препятствия и затруднения, которые задерживают и отягощают дух в его поисках истины, проистекают не от темноты или запутанности предметов или от природного недостатка ума, а скорее от ложных начал… 3. Ничто не может быть более очевидным, нежели существование Бога. 4. Не воспринимается ничего, кроме идей. 5. Под идеей я подразумеваю любую ощущаемую или воображаемую вещь. 6. Существуют врожденные идеи, т. е. идеи, сотворенные вместе с нами. 7. Существование, протяжение и т. д. абстрактны, т. е. они не есть идеи: они только неизвестные и не нужные простонародью слова. 8. Все наше знание и размышления ограничиваются одними нашими идеями. 9. Все познаваемые нами вещи есть, во-первых, мысли, во-вторых, способности воспринимать мысли, в-третьих, способности вызывать мысли. 10. Не может быть никакого рассуждения о вещах, о которых у нас нет идей.
11. В соответствии с моими принципами существует реальность, существуют вещи, вещная природа. 12. Различие между идеей и восприятием ее было одной из главных причин воображения материальных субстанций. 13. Предположение о том, что вещи отличны от идей, уводит от истины… 14. Отбросьте материальную субстанцию… и понимайте под телом то, что непосредственно видится и осязается. 15. Я отрицаю… чтобы я мог образовать общее понятие, отвлекая его от частных. 16. Для меня, очевидно, что различные ощущения или идеи не могут иначе существовать, как в духе, который их воспринимает. 17. Тела существуют вне сознания, т. е. они не сознание, но от него отличаются. 18. Субстанцию тела мы знаем. Субстанции духа мы не знаем, она непознаваема. 19. Я, не отрицаю, существования ни одной вещи, которую мы можем воспринять посредством ощущения или рефлекса. 20. В том, что вещи, которые я вижу моими глазами или осязаю моими руками, действительно существует, я отнюдь не сомневаюсь. 21. Внешний мир действительно существует и пребывает вне наших умов, но только как система идей, сотворенных и непрестанно воспринимаемых универсальным духом- Богом.
В августе 1752 года Беркли покинул свою епархию и переехал в Оксфорд, где поступил в университет его второй сын Джордж. Пребывание в Оксфорде продолжалось недолго 14 января 1753 года совершенно неожиданно, сидя за чайным столом в кругу своей семьи, когда дочь наливала отцу чашку чая, шестидесятивосьмилетний Джордж Беркли мгновенно скончался от апоплексии.