ТЕМА: Современные зарубежные концепции воспитания План: 1. НЕОТОМИЗМ 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 3. ПРАГМАТИЗМ 4. БИХЕВИОРИЗМ 5. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Литература: 1. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность.- М., Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М., Шварцман К.А. Философия и воспитание.- М., Педагогический энциклопедический словарь.-М., 2003.
НЕОТОМИЗМ (neos – новый, Tomas – Фома) Антропология и этика учения неотомизма - человек – звено в иерархии форм бытия сотворенной Богом; - человек сопричастен чистому Божественному бытию (Единство, Истина, Красота и Благо); - человек состоит из души и тела (душа – основа личности, индивидуальность – телесное начало);
- Цель и смысл существования личности - созерцание Божественного блага; -Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро и избегать зла; -Личность обретает совокупность добродетелей; -Образование как возрождение религиозно-нравственных ценностей в контексте современной культуры; -Гармоническое сочетание в школьном образовании научных знаний и религиозных представлений.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (exsistentia – существование) Группа учений отрицающих объективные всеобщие ценности и считают, что личность сама должна выработать ценности в своей деятельности, путем полного проживания каждого момента бытия
Представители: Н.А.Бердяев, А.Камю, Ж.П. Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.; Экзистенция – человеческое существование; Основные проявления Э. – забота, страх, решимость, совесть; Постигая себя как Э., человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности (ответственности); Развитие личности – внутренний процесс, цель не выходит за рамки индивидуального опыта.
ПРАГМАТИЗМ (pragma – дело, действие) Прогрессивизм, инструментализм, экспериментализм; Реформирование школы, на основе сближения школы с жизнью (полезные знания…); Использование в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребенка; Деятельностная сущность человеческой личности;
Воспитание через учет движущих им интересов и потребностей (Д.Дьюи); Воспитание поощряет спонтанное развитие личности, школа – «общество в миниатюре» облегчает социализацию детей; Сущность воспитания – в постоянном преобразовании, «реконструкции» расширяющегося личного опыта ребенка; Цель воспитания – способствовать «самореализации» личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов;
Метод проектов (У.Х. Килпатрик); Принцип «обучения посредством деятельности»; Комплексность в содержании образования (противопоставляя предметности);
БИХЕВИОРИЗМ (bihavior – поведение) Жизнь человека как совокупность актов поведения; Научение как приобретение организмом нового опыта, связь: «стимул-реакция»-единица поведения; Знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции и наоборот…; Через стимулы можно добиться желаемого поведения; Прикладное значение – технология программированного обучения
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Бытие и сознание, материя – первична, сознание – вторично, мир-познаваем и развивается по законам диалектики; К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин (Ульянов); Личность – биосоциальное существо, ведущий фактор - собственная активность (деятельность); Цель воспитания – ВРГЛ (умственное, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое и т.д.);