Баринова Т.А. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Садовка Балтайский район Саратовская область Методический семинар «Метод деловых историй» - активное обучение. "Объясню, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения". Цицерон.
Такие предметы, как история и обществознание всегда имели огромное социальное и практическое значение для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций подрастающего поколения Педагогические принципы умение четко выявлять и формулировать педагогические цели и задачи умение найти и использовать лучшие методики и технологии учебного процесса умение взаимодействовать с аудиторией
Ценность метода деловых историй, широко применяемого в моей педагогической практике состоит в том, что усмотрев и проанализировав сотни не придуманных проблем, попав в аналогичную ситуацию в реальности, дети не попадут в тупик.
Идея данного опыта возникла, в связи с тем, что в последние годы обучение на основе реальных ситуаций нашло широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Метод основан на использовании кейс-технологии. Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в 1920-х гг. Преподаватели и студенты обсуждали ситуации, связанные с бизнесом. В России эта технология называется АКС, ситуационная задача
Цели метода деловых историй Развитие навыков анализа и критического мышления Соединение теории и практики Представление примеров принимаемых решений Демонстрация различных позиций и точек зрения Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Задачи: научить детей, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Ожидаемые результаты Получают коммуникативные навыки Развивают презентационные умения Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения Приобретают экспертные умения и навыки Обучаются, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения жизненно важных проблем
Содержание методики Актуальный, вызывающий интерес материал. В материале должен быть контекст (не прямая информация, дающая тему для размышления). В описании материала могут быть как реальные истории, так и спроектированные самостоятельно.
Действия учителя распределение учеников по малым группам (3-5 человек); знакомство учащихся с деловой историей, пакетом необходимых для работы документов, системой оценивания, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение лидеров; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; рекомендации по подбору деловой истории и нужных для работы с ней документов.
Действия обучающихся по этапам работы Определение темы и вопроса исследования. Выбор объекта исследования «деловая история» Определение контекста Планирование исследования, проведение сбора материала и анализ материала. Совместный поиск решений, обсуждение возможных сценариев развития деловой истории. Формирование вопросов для дальнейшего обсуждения деловой истории.
При использовании данного метода применяются разнообразные приемы Игровое проектирование. Участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, результаты сравниваются в условиях презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме, а затем обсуждаются наиболее наиболее интересные идеи
Творческая лаборатория. Обучаемые в процессе подготовки изучают, создают анализируют разнообразные деловые истории
Тренинги. Разыгрываются инсценировки, ситуации в ролях, отслеживаются аудио и видеозаписи реальных историй, создаются собственные.
деловая история (документы и вопросы, которые помогают найти реальный выход из создавшейся ситуации) Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она… · Какое право нарушено? · На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права? · Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган); · Что можно (нужно) сделать для его восстановления? · Кто обязан это сделать? Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование?
Деловая история "Приём в школу. Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка. ( документ: ФЗ "Об образовании) 1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла. 2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу. 3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну. 4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой. 5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству. 6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на "4 и "5. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
. Социальная мобильность, активная жизненная позиция, самоорганизация, инициативность, способность к быстрой адаптации в современных условиях Всегда имеется потребность повышения активности обучающихся как в образовательном процессе, так и в жизни
Практика подтверждает состоятельность данного метода и возможность его применения в современной школе. Дети активно участвуют в исследовательских проектах, научно-практических конференциях, социально- значимых акциях, в системе школьного самоуправления, проявляют инициативу и организованность.
Список литературы: 1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, с. 2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе С Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – ,С.13-18